Возраст и становление личности
Прочтите текст и выполните задания С1 – С6.
Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и организации деятельности <...> в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности.
Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность <...> В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. Основная психологическая потребность подростка - овладение формами общения - выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать свое общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста - выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации.
Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается ее воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребенок выполняет какую-то деятельность, и не ее чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое формированию необходимых для данного возраста личностных качеств.
(Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна)
С1. Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства?
С2. Назовите ведущий тип деятельности а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника?
С3. В чем, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность.
Ученые собираются продолжить исследования в данном направлении. Правда, как замечает автор публикации, спонсоры им на не торопятся - мало кто стремится выделить деньги на исследование, которое не принесет прибыли фармацевтическим концернам.
2) Основные типы экономических систем:
а) традиционная
б) командно-административная
в) рыночная
г) смешанная
3) Основные взгляды на вмешательство государства в экономику
а) меркантилизм
б) физиократизм
в) классическая школа
4) Механизмы государственного регулирования экономики
а) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
б) Денежно-кредитная (монетарная) политика
5) Методы государственного регулирования экономики:
а) прямые
б) косвенные
в) внешнеэкономическое регулирование
6) Формы регулирования:
а)Государственные целевые программы
б) Прогнозирование
в) Моделирование ситуаций
7) Причины регулирования экономики:
а) Наличие в стране общественных благ
б) Наличие частного и общественного характера производства
в) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка
г) Научно-технический прогресс
д) Тенденция к монополизации
е) Наличие международной конкуренции.
8) Регулирование рыночной экономики в современной России