1. Правление Ярослава Мудрого-при его правлении в киеве было 400церквей,14рынков,велась перепись населения,обучали грамоте;Ярослаёв основал город Юрьев(ныне г.Тарту в Эстонии);При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем.При Ярославе возникли первые русские монастыри. Он издалЦерковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права.В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа.Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебраЯрослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата младшему.Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией. Предпринимались неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов, в летописях упоминается и поход на Литву. Еще в 30-е гг. XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но, после того как были отвоёваны Червенские города. На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля .Ярослав завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами. Он продолжал строить на границе со степью города-крепости, а в 1036 г. нанес под киевскими стелами сокрушительное поражение печенежскому войску. После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе Лишь в 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией: В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и сына Ярослава — Всеволода. Русь поистине стала европейской державой.
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др евр מלאך «малах», означает «посланник», а с добавлением «арх» — «старший посланник».«Ми ка эл» (др еврמיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».Однако допустим и вариант «который, как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим ), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Изралия