Выберите верные суждения о социальных группах и межличностных отношениях в них и запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Друзья и семья относятся к малым социальным группам.
Б) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека. В) Народ и нация являются примерами малых социальных групп.
Г) Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Д) Деловые межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
2. Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Некоторые семьи могут включать в себя три и более поколения кровных родственников.
Б) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. В) Современная семья является основной группой, в которой проходит формирование профессиональных навыков ребенка.
Г) Досуговая функция семьи проявляется в воспитании родителями детей.
Д) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Роль искусства проявляется в критике научных концепций. Б) Искусство позволяет научно объяснить общественные явления.
В) Произведения искусства человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
Г) Искусство привлечь внимание общества к нравственным проблемам.
Д) Искусство влияет на мировоззрение человека.
4. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий.
Б) Общество и природа не связаны между собой.
В) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
Г) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать.
Д) Сферы жизни общества однотипны.
5. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
А) Общество не развивается, а находится в стабильном состоянии. Б) В обществе выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы.
В) Общество обеспечивает удовлетворение определённых потребностей человека.
Г) Общество – это система взаимоотношений между людьми.
Д) Общество не зависит от природы.
Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.
Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья — семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить' (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны . светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.
Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень . полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.
Именно потому, что трактовка понятия зачастую различается, мы видим, как извращенно понимается толерантность в современном обществе. Это привело к засилью мигрантов в Европе, к тому, что у мусульман в Европе больше прав, чем у православных, к тому что из-за усиленного желания не притеснить кого-то одного среди других притесняются другие посреди одного. Русская православная церковь не признает толерантности. Она призывает к вере, доброте, уважению, но не к нравственному нигилизму и отрицанию веками устоявшихся ценностей, что, увы, сейчас наблюдается.