Задание № 1.
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Человек, общество, природа
Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед природной стихией сменялось противодействием ей. Человек стремился подчинить природу своей воле и, вторгаясь в природную среду, думал о том, как сделать свою жизнь более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой превращалось в противодействие ей. Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт ответственность за многие экологические преступления. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый ряд мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
По материалам журнала «Экология в школе»
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите две причины.
3. Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте?
4. В тексте указывается, что «экологическое обучение воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя тест и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в мероприятиях по охране окружающей среды.
Задание №2.
Рассмотрите иллюстрации и выполните задания к ним.
1. Какое понятие объединяет приведенные ниже рисунки?
2. Дайте определение данному понятию.
А) Б)
Задание №3.
Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против». Сделайте вывод. ответ оформите по образцу в тетради.
А. Охранять природу- значит охранять жизнь.
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
Б. Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно.
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
В. «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дом, не вырастил ребенка»
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
Задание №4.
Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 7-9 предложений.
Слова, словосочетания: природа, «вторая природа», экология, экологическая мораль, природные ресурсы, «Красная книга», «Черная книга», браконьер, исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы, природные катастрофы, техногенная авария, природоохранная деятельность, загрязнение природы, заповедник.
а)по замкнутости или открытости хозяйства
б)по развитости или неразвитости общественного разделения труда
в)по формам общественного продукта
г)по видам экономических связей между производителями и потребителями благ и услуг.
Натуральное хозяйство это хозяйство удовлетваряющее свои потребности исключительно за счет собственного производства.
Характерные черты натурального хозяйства:
во-первых это замкнутая система организационно-экономических отношений. общество, в котором оно господствует состоит измассы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместей).
каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания различных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.
Данная пословица говорит о том, что смелому человеку все не почем, он ничего не боится, включая врага. Перед смелым человеком нет преград, другими словами.
Храбрый не тот, кто страха не знает а тот, кто узнал и навстречу ему идетДанная пословица говорит о том, что храбрый человек лишь тот, кто идет вперед не потому что ничего не знает, а тот, кто имеет опыт, кто видел плохое, страшное, пугающее, и все равно идет этому навстречу, не боясь пережить это снова