Задание № 1«Работа с текстом»
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Человек и социальная среда
Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком — людьми, точно так же получившими воспитание... В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы...
В человечестве заключено много задатков, и наша задача — развивать природные и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения... Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путём воспитания развивать все природные человека.
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твоё дело развить её. И, таким образом, твоё собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Человек должен развивать свои к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества — вот в чём обязанности человека... Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете.
И. Кант «О педагогике»
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Как понимает автор задачи воспитания? Укажите две задачи.
3. Почему автор называет воспитание искусством? Укажите два аргумента.
4. Как понимает И. Кант главную задачу самовоспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.
Задание № 2 «Работа с текстом»
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Все граждане России имеют права и обязанности. О них говорится в Конституции РФ.
Какие права у вас есть? Важнейшие из них- право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и достоинства, доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на личное имущество и многое другое. Но пользоваться правами, не имея никаких обязанностей невозможно!
Одна из важнейших обязанностей граждан нашей страны - знать и соблюдать законы государства.
Гражданину не может быть безразличной жизнь страны. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Граждане России выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. Право быть избранным на государственный пост имеет гражданин нашей страны.
Стать народным избранником не только почетно, но и очень ответственно.
1. Какова основная мысль текста?
2. Заполните таблицу, опираясь на текст и знания по обществознанию, указав не менее четырех примеров прав человека и гражданина (таблицу перенесите в тетрадь)
права обязанности
гражданские политические экономические социальные духовные
Задание № 3 «Работа с иллюстрациями»
Рассмотрите иллюстрации и выполните задания к ним. ответ оформите в тетрадь.
1) Какое понятие объединяет представленные ниже рисунки?
2) Дайте определение данному понятию.
А.
Б.
В.
Россия республика федеративная демократия
Грузия республика унитарная демократия
Франция республика унитарная демократия
Греция республика унитарная демократия
Италия республика унитарная демократия
Китай республика унитарная авторитарный
Япония республика унитарная демократия
Вьетнам республика унитарная авторитарный
Иран республика унитарная авторитарный
Сирия республика унитарная авторитарный
Вариант 4.
В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:
ответ: 3) политической сферы на экономическую;
2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды.
Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом..
ответ: 1) Верно только А;
3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером:
ответ: промышленной революции;
4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?
А. Общество как развивать личность, так и подавлять её.
Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность.
ответ: 4) оба суждения неверны
5.Основными (базисными) потребностями согласно теории иерархии потребностей выступают:
ответ: 1) физиологические;
Процесс общения:
1) связан с социальной средой;
Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:
обмен;
Верны ли следующие суждения о действии рынка?
А. На рынке происходит процесс выравнивания цен.
Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения.
3) верны оба суждения;
9. Государственный бюджет в РФ утверждается:
3) Федеральным Собранием РФ;
10. Одним из критериев стратификации является:
4)доход.
Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют
разрешения конфликтов;
Условием принадлежности к этносу является:
общность исторической судьбы;
Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:
неполной семьи;
В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом.
Черты сходства
Является разновидностью экономической активности;
Предполагает вознаграждение;
Имеет значение для развития общества.
Черты отличия
Создаётся продукт, являющийся товаром;
Оказываются услуги;
В 2.
А) Богатые 2) Наличие крупной собственности
Б) Средний класс - 4) Приличествующий образ жизни
В) Бедные 3) Обеспечение только прожиточного минимума
Г) Нищие 1) Основное занятие – по
В3.
ответ: профессиональная зарплата
В 4.
Фундаментальный институт общества;
Малая социальная группа;
Преемственность поколений;
В5.
ответ: воспитание
В 6. Найдите в предложенном списке черты товара.
Удовлетворяет какую – либо потребность;
Соотносится с другими товарами по стоимости;
Может выступать в виде услуги;
С1. Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.
Безработица – часть экономически активного населения, которые трудиться и быть нанятыми, но не могут найти работу.
Три главные причины безработицы:
• Увольнение
• Добровольные уход с работы
• Первое появление на рынке труда