Задание 3. Прочитайте отрывки из текстов и ответьте на во А) «По-видимому, на рубеже двух тысячелетий, по христианскому летосчислению, человечество должно осуществить радикальный поворот к к каким-то новым формам цивилизационного развития.
Некоторые философы и футурологи сравнивают современные процессы с
изменениями, которые пережило человечество при переходе от каменного
к железному веку. Эта точка зрения имеет глубокие основания, если
учесть, что решения глобальных проблем предполагают конечную транс-
формацию ранее принятых стратегий человеческой жизнедеятельности.
Любой новый тип цивилизационного развития требует выработки новых
ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр
прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на
силовое преобразование природного и социального мира, необходима вы-
работка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания
перспектив человека. <…>
Выход состоит не в отказе от научно-технического прогресса, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».
(Стёпин, В.С.).
1. Какие преобразования необходимы для преодоления кризиса техногенной цивилизации?
2. В чём принципиальное отличие зарождающейся антропогенной цивилизации от техногенной?
Б) «Забыли? А кто здесь же, на этом самом диване, с пеной у рта кричал, что мы, инженеры и изобретатели, своими открытиями ускоряем
пульс общественной жизни до горячечной скорости? Кто сравнивал эту
жизнь с состоянием животного, заключенного в банку с кислородом? О, я отлично помню, какой страшный перечень детей двадцатого века, неврастеников, сумасшедших, переутомленных, самоубийц, кидали вы в глаза этим самым благодетелям рода человеческого. Телеграф, телефон, стодвадцативерстные поезда, говорили вы, сократили расстояние до minimum'a, -уничтожили его... Время вздорожало до того, что скоро начнут ночь превращать в день, ибо уже чувствуется потребность в такой удвоенной жизни. Сделка, требовавшая раньше целых месяцев, теперь оканчивается в пять минут. Но уж и эта чертовская скорость не удовлетворяет нашему нетерпению... Скоро мы будем видеть друг друга по проволоке на расстоянии сотен и тысяч верст!.. А между тем всего пятьдесят лет тому назад наши предки, собираясь из деревни в губернию, не спеша служили молебен и пускались в путь с запасом, достаточным для полярной экспедиции... И мы несемся сломя голову вперед и вперед, оглушенные грохотом и треском чудовищных машин, одуревшие от этой бешеной скачки, с раздраженными нервами, извращенными вкусами и тысячами новых болезней... Помните, доктор? Все это ваши собственные слова, поборник благодетельного прогресса!
(Куприн, А.И.)
1. Какие негативные последствия установок техногенной цивилизации
выделяются в тексте?
2. В чём причина отсутствия аналогичных явлений в космогенной цивилизации?
А вот с наступлением холодов мы просто забываем о них и только особо пытливые натуралисты задаются вопросом: «Что делают бабочки зимой?» И действительно интересно как переносят зиму эти хрупкие создания.
Эстетическая культура представляет собой определенный уровень развития предпочтений, вкуса, стиля и прочего.
Если культура является более широким понятием и включает в себя все достижения человечества, символы и прочее, что отлично от природы и создано человеком, то эстетическая культура является гораздо более узким понятием.
Например, В.И. Самохвалова выдвигает следующее определение: эстетическая культура является человек прочувствовать связь с миром, пережить и осознать все ценности и все разнообразие отношений человека и окружающего его мира.
А В.В. Бычков утверждает, что эстетическая культура является совокупностью практик, институтов, мироощущения и прочего, что может относится к актуализации и реализации эстетического опыта.
Итак, «эстетическое» в отношении культуры означает «осмысленное». Так, эстетическая культура не просто совокупность символов, но также определенная установка.
Эстетическая культура должна быть на высоком уровне у человека. Это идеальное состояние, к которому человек стремится, читает книги, исследует искусство и окружающий мир. Иметь развитую эстетическую культуру значит иметь осмысленное поле культурных символов, мировоззрения, поведения и прочего.