Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.
Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:
· человек – природная среда (биосфера);
· человек – машина – среда рабочей зоны;
· человек – городская среда;
· человек – бытовая среда и др.
Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.
Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) – один из самых рас и быстрых передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей рас возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чихании, разговоре, плаче, крике.
Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).
Первое «знакомство» человека с воздушно-капельными инфекциями проходит в раннем детском возрасте, потом значительно чаще при вступлении в организованный коллектив. Так дети, которые посещают садик и школу, болеют воздушно-капельными инфекциями значительно чаще, чем неорганизованные. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в мире по частоте и количеству случаев заболевания и составляют 95% всех инфекционных патологий.
Причинами такой высокой заболеваемости считают скученность населения в общественных местах (в организованных коллективах детей, при проведении массовых мероприятий, в общественном транспорте и др.), низкую гигиеническую культуру людей, неполноценное питание. Заражение осуществляется от больного посредством близкого контакта, а также при нахождении с больным в одном помещении, т.к. при кашле, разговоре, чихании у больного выделяются микрочастицы слизистого секрета, который содержит вирусы.
Для поддержания хорошего иммунитета и, как следствие, снижения восприимчивости организма человека к заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем, необходимо осуществлять оздоровительные мероприятия:
формирование здорового образа жизни (закаливание организма с использованием различных водных процедур, выполнение регулярных физических упражнений, правильный режим питания, калорийность пищи, ее насыщенность витаминами).
Важное значение в профилактике воздушно-капельных инфекций имеют санитарно-гигиенические мероприятия:
соблюдение основных правил личной гигиены (тщательное мытье рук с мылом, промывание слизистых носа и ротоглотки антисептическими растворами);
ежедневное проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, а также частое проветривание помещений (3-4 раза в день, не менее 30-40 минут каждый раз);
ограничение контактов в период рас инфекции, отказ от посещения мест скопления народа и увеселительных мероприятий до момента окончания эпидемии. При появлении первых признаков заболевания нельзя посещать школу, детский сад, взрослым – учреждения и предприятия, где они работают. При эпидемии не следует посещать общественные заведения.
Самым эффективным профилактики воздушно-капельных инфекций является специфическая профилактика – вакцинация.
Иммунизация против пневмококковой, менингококковой и гемофильной инфекций, гриппа, коклюша, дифтерии, кори, краснухи, эпидемического паротита, туберкулёза в сроки, установленные Национальным календарём профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, защитит от этих инфекционных заболеваний.
При наличии признаков инфекционного заболевания не занимайтесь самолечением, а немедленно обратитесь за квалифицированной медицинской Объяснение:
Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.
Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:
· человек – природная среда (биосфера);
· человек – машина – среда рабочей зоны;
· человек – городская среда;
· человек – бытовая среда и др.
Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.
Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) – один из самых рас и быстрых передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей рас возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чихании, разговоре, плаче, крике.
Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).
Первое «знакомство» человека с воздушно-капельными инфекциями проходит в раннем детском возрасте, потом значительно чаще при вступлении в организованный коллектив. Так дети, которые посещают садик и школу, болеют воздушно-капельными инфекциями значительно чаще, чем неорганизованные. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в мире по частоте и количеству случаев заболевания и составляют 95% всех инфекционных патологий.
Причинами такой высокой заболеваемости считают скученность населения в общественных местах (в организованных коллективах детей, при проведении массовых мероприятий, в общественном транспорте и др.), низкую гигиеническую культуру людей, неполноценное питание. Заражение осуществляется от больного посредством близкого контакта, а также при нахождении с больным в одном помещении, т.к. при кашле, разговоре, чихании у больного выделяются микрочастицы слизистого секрета, который содержит вирусы.
Для поддержания хорошего иммунитета и, как следствие, снижения восприимчивости организма человека к заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем, необходимо осуществлять оздоровительные мероприятия:
формирование здорового образа жизни (закаливание организма с использованием различных водных процедур, выполнение регулярных физических упражнений, правильный режим питания, калорийность пищи, ее насыщенность витаминами).
своевременное лечение хронических очагов воспаления,
Важное значение в профилактике воздушно-капельных инфекций имеют санитарно-гигиенические мероприятия:
соблюдение основных правил личной гигиены (тщательное мытье рук с мылом, промывание слизистых носа и ротоглотки антисептическими растворами);
ежедневное проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, а также частое проветривание помещений (3-4 раза в день, не менее 30-40 минут каждый раз);
ограничение контактов в период рас инфекции, отказ от посещения мест скопления народа и увеселительных мероприятий до момента окончания эпидемии. При появлении первых признаков заболевания нельзя посещать школу, детский сад, взрослым – учреждения и предприятия, где они работают. При эпидемии не следует посещать общественные заведения.
Самым эффективным профилактики воздушно-капельных инфекций является специфическая профилактика – вакцинация.
Иммунизация против пневмококковой, менингококковой и гемофильной инфекций, гриппа, коклюша, дифтерии, кори, краснухи, эпидемического паротита, туберкулёза в сроки, установленные Национальным календарём профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, защитит от этих инфекционных заболеваний.
При наличии признаков инфекционного заболевания не занимайтесь самолечением, а немедленно обратитесь за квалифицированной медицинской Объяснение: