Вxix веке – россия отсталая страна. без дорог, без заводов, без собственных производств, без грамотных людей, без урожая зерна, который мы умели выращивать, а вот собирать, сохранять и продавать – толком не умели. с приходом во власть людей прогрессивных взглядов, таких, как с.ю.витте и многих других россия стала меняется на глазах. строятся железные дороги. первая «николаевская» между москвой и санкт-петербургом в 1851 году. за 20 лет построили треть всех железных дорог страны. построенные «узкоколейки» связали между собой большую часть империи. а раз есть дороги, появилась заводы , транспорт, стало развиваться село, появились крупные банки. а с 1897 года рубли стали обеспечиваться золотом. знания об этих временах пришли ко мне не только из интересных книг по . об этом рассказывали моим родителям, а родители и родственники – мне, прабабушка и прадедушка. конечно, банкирами и промышленниками, владевшими, как тогдашний предприниматель путилин и и самым крупным банком, они не были. дед, пётр васильевич, всю жизнь работал машинистом на паровозе (затем – электровозе), бабушка занималась крестьянским трудом. вместе со всеми, радовались и первым дорогам, и первым магазинам и лавкам, богато наполненными товаром, но купить что-то из этого праздника изобилия случалось не часто. вообще, любая покупка в семье была маленьким праздником. вначале обсуждали, что лучше приобрести: примус - это, что-то наподобие современной газовой плиты (по «продвинутости» - это было то же, что сейчас ipad последней модели) или скатерть, ведь скоро большой церковный праздник. затем, после выбора, проводился своеобразный «маркетинг»: где получше и подешевле можно купить. ну и самая важная часть: сам поход и сама покупка со всеми её элементами: подбором наряда, важностью, торгом, торжественным проходом (чтобы все соседи видели) до дома. это – лишь один из эпизодов той жизни. жили, как все: рано вставали и начинали работать, не задумываясь, каким образом они участвуют в развитии страны. главное – прокормить семью, поднять детей, а для этого нужно много и хорошо трудиться. по-другому не умели.
Памятник в честь 600-летия калуги монументальная скульптура, украшающая главный въезд в город со стороны ул. гагарина, встречает гостей калуги. художественно-архитектурный комплекс, выполненный по проекту скульптора л.с. кербеля и архитекторов в.н. датюка, е.и. киреева и п.т. перминова, стал своеобразным подарком на 600-ый день рождения калуги. увековеченный на многочисленных картинах и фотографиях, он давно стал визитной карточкой города. огромный шар был первоначально сделан из блестящих медных листов, крепящихся на железном каркасе и весящих в общей сложности 700 кг (впоследствии медь заменили на более долговечный, и материал). пятидесятиметровая стела была сооружена калужскими строителями, а барельеф с изображение первого космонавта отлили на калужской скульптурной фабрике. тематическим продолжением комплекса являются стелы, на которых отмечены главные вехи жизни калуги. полная версия: