2. В чем различие правовых и неправовых каналов правового воздействия?
3. Какие механизмы воздействия права на общественные отношения вам известны?
4. В чем суть механизма социальных интересов, а также информационного, идеологического, психологического механизмов воздействия права?
5. Что понимается под правовым регулированием и чем оно отличается от правового воздействия?
6. Что понимается под механизмом правового регулирования и каковы его основные элементы?
7. Каково место норм права в механизме правового регулирования?
8. Какую роль играют юридические факты в механизме правового регулирования?
9. Какое значение имеют акты применения права в механизме правового регулирования?
10. Каково место правоотношений в механизме правового регулирования?
11. Какую роль играют акты реализации прав и обязанностей в механизме правового регулирования?
12. Каково место правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования?
Відповідь:
Ознаки права
Загальна обов’язковість
Системність
Формальна визначеність
Установлення виключно державою
Підтримання державою
всі ці ознаки є істотними і вважати якусь з них несуттєвою не можна
Пояснення:
перевіримо шляхом виключення: якщо уявимо , що несуттєвлю ознакою є загальна обов"язковість - це означатиме, що закон написано лише для вибраних; виключаємо системність (кодекси, поділ на галузі) - великий об"єм правових норм призведе до хаосу; виключаємо формальну визначеність (письмове документальне закріплення норми) - як знати чіткий текст закону і не судити ж людей по принципу "так сказав мій дядько"; виключаємо встановлення виключно державою - вернемось в середньовіччя, коли у кожного князька був свій закон; виключаємо підтримання державою - мусить бути якийсь контроль, раз держава встановила норму закона, то на неї ж покладаємо функції по його підтримці і контролю. так легше зрозуміти і запам"ятати
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.
Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.
Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).
В современных правовых условиях «обычай» как правило, трактуется неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие обыкновение. Обыкновение играет большую роль в регулировании торговых отношений и определяется, как правило, сложившейся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.