Лаборант Воронков, проводячи лабораторні дослідження, підключив прилад до мережі високого напруження, внаслідок чого останній був приведений до повної непридатності. Наказом по інституту Воронкову була оголошена догана, і на нього покладений обов’язок відшкодувати заподіяну шкоду в повному розмірі. Воронков заперечував, вказуючи на те, що прилад він зіпсував випадково, а застосування двох стягнень за один незаконне.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
Обязательное социальное страхование в России состоит из 4 частей:
Обязательное страхование на случай временной нетрудо болезни) или материнства;
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Обязательное медицинское страхование;
Обязательное пенсионное страхование.
Принципы социального страхования:
устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
всеобщий обязательный характер социального страхования, | доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
обеспечение надзора и общественного контроля;
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Организационно-правовыми формами социального страхования в Российской Федерации являются государственные социальные внебюджетные фонды. С введением в 2001 г. единого социального налога возникли некоторые противоречия в организации социального страхования. Налог — это обезличенный и безвозмездный платеж, в то же время поступления в систему социального страхования связаны с обеспечением возможности получения компенсации потери заработной платы в результате наступления страховых случаев, которые должны иметь целевой характер и быть возмездными. Единый социальный налог находится одновременно в поле и налогового, и социального законодательства, это потенциально создает конфликт интересов, когда в рамках снижения налогового бремени, снижаются и размеры социальных выплат. В последнее время большое число выплат по социальному страхованию фиксируется российским законодательством в абсолютной сумме, без привязки в размеру заработной платы. Все это говорит о том, что в Российской Федерации происходит некоторое тяготение к бевериджской модели социальной защиты.
Действующие виды социального страхования в РФ
Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
страхование временной утраты трудо не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Правовая основа социального страхования в РФ
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.
Важнейшими из них являются:
Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» - представляет собой «рамочный закон»;
Закон Российской Федерации от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.
Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года), в 22 и 25 статьях которой фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.