Під час голосування на виборах Президента України 31 жовтня 2004 р. на виборчу дільницю м. Овідіополя прибуло 15 ромів, із яких письменним був тільки один. Всі вони
звернулися до голови дільничної виборчої комісії з проханням, щоб у кабіну для голосування
з ними зайшов їхній товариш, який вміє читати і писати, з метою надання до у
заповненні виборчого бюлетеня. Голова ДВК відмовив їм у цьому, посилаючись на те, що
відповідно до частини 4 статті 76 Закону України "Про вибори Президента України”, до
кабіни для голосування може запросити іншу особу тільки той виборець, який має фізичні
вади. Неписьменність такою вадою не є. Тому голова ДВК заборонив члену ДВК видавати
ромам бюлетені для голосування. До того ж, на його думку, якби такий дозвіл було надано,
мало б місце порушення таємниці голосування. Чи правомірні були дії голови ДВК? Свою
відповідь обґрунтуйте.
Эта обязанность установлена статьей 58 Конституции Российской Федерации и раскрывается в целом ряде законов: Земельном, Лесном и Водном кодексах, Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "О недрах".
Она предусматривает обязанность физических и юридических лиц рационально использовать природные ресурсы, содержимое недр, соблюдать экологическую безопасность и компенсировать причиненный природе и окружающей среде ущерб. Федеральное законодательство использует несколько механизмов обеспечения исполнения этой обязанности:
1. устанавливает федеральные стандарты безопасности для производств, предельные концентрации вредных веществ в выбросах, правила для хранения и утилизации отходов,
2. зонирует территории и земли по цели их использования,
3. централизует и стандартизирует процесс выдачи разрешения на разведку, разработку и добычу полезных ископаемых, на промышленную деятельность,
4. создает и защищает особо охраняемые территории – заповедники, заказники, национальны и природные парки, охранные зоны водных объектов, регулирует их использование,
5. регулирует и ограничивает добычу биологических ресурсов – рыбы, зверя, птицы, пушнины,
6. устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая должна идти на восстановление её после воздействия вредных факторов,
7. устанавливает меры по восстановлению естественных ландшафтов, лесов, видового многообразия, нарушенных в результате промышленной деятельности человека,
8. устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.
Эти правила рас как на юридические лица – компании и заводы, так и на физические лица – обычных граждан. Естественно, обязанность устанавливать современные очистные сооружения не касается рядовых граждан, однако они должны соблюдать правила утилизации опасных отходов и расходных материалов, их транспортные средства не должны нарушать принятые экологические стандарты.
- отказать Гришиной в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском установленного месячного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
(Трудовой кодекс РФ.
Статья 392.
Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.