Розв’яжіть юридичні ситуації 1. Селяни, щоб уникнути поширення вогню на поле із достиглим врожаєм,почали обкопувати осередок загоряння ще до приїзду пожежників. Петро Іванович у поспіху не помітив, що лопатою перерізав якийсь дріт у ґрунті. Як виявилося, то була лінія мережевого зв’язку, що постачала інтернет із найближчого міста, яку чомусь проклали на недостатній глибині. Чи буде застосовано до цієї ситуації положення про дії в стані крайньої необхідності?
2. Микола Степанович повертався додому з дачі на автівці, що належала його братові і якою, за згодою брата, він іноді користувався. На вимогу патрульного він зупинився поблизу місця дорожньо-транспортної пригоди. Оскільки подія трапилася далеко від міста, а потерпілий потребував невідкладної медичної до Миколу Степановича попросили доставити травмовану людину у лікарню. На складній ділянці він порушив правила дорожнього руху, виїхавши на вільну зустрічну смугу, де було менше ям. Цей факт зафіксували камери відео Згодом братові Миколи Степановича, як власникові автівки, поштою надійшло повідомлення про необхідність сплатити штраф. Оцініть ситуацію з погляду права. Як Миколі Степановичу довести, що він діяв у стані крайньої необхідності?
3. Учні 9 класу, Олег і Юрій, дорогою до школи щодня проходили повз господарську споруду місцевих тепломереж, на стіні якої ще від минулорічної несвоєчасної подачі тепла були написані нецензурні вислови на адресу цієї організації. Хлопцям ці написи псували настрій, і вони вирішили їх зафарбувати. Зі своїх наскладених кишенькових грошей купили фарбу, придумали ескіз нового малюнка — символу улюбленої команди – і почали роботу. З вікна ближнього будинку за ними гала громадянка Пильна. Вона викликала поліцію і стверджувала, що хлопці наносять шкоду службовій будівлі та повинні бути оштрафовані. Олег і Юрій пояснювали свої дії крайньою необхідністю. Оцініть ситуацію з правового погляду. Якими, на вашу думку, будуть рішення поліцейських?
Решите юридические ситуации
1. Крестьяне, чтобы избежать распространения огня на поле с созревший урожай, начали окапывать очаг возгорания еще до приезда пожарных. Петр Иванович в спешке не заметил, что лопатой перерезал какой-то провод в почве. Как оказалось, это была линия сетевой связи, которая поставляла интернет из ближайшего города, которую почему-то проложили на недостаточной глубине. Будет применена к этой ситуации положение о действиях в состоянии крайней необходимости?
2. Николай Степанович возвращался домой с дачи на автомобиле, принадлежавшем его брату и которой, по согласию брата, он иногда пользовался. По требованию патрульного он остановился вблизи места дорожно-транспортного происшествия. Поскольку происшествие случилось вдали от города, а потерпевший нуждался неотложной медицинской Николая Степановича попросили доставить травмированного человека в больницу. На сложном участке он нарушил правила дорожного движения, выехав на свободную встречную полосу, где было меньше ям. Этот факт зафиксировали камеры видеонаблюдения. Впоследствии брату Николая Степановича, как владельцу автомобиля, по почте поступило сообщение о необходимости уплатить штраф. Оцените ситуацию с точки зрения права. Как Николаю Степановичу доказать, что он действовал в состоянии крайней необходимости?
3. Учащиеся 9 класса, Олег и Юрий, по дороге в школу каждый день проходили мимо хозяйственную постройку местных теплосетей, на стене которой еще от несвоевременной подачи тепла были написаны нецензурные высказывания в адрес этой организации. Ребятам эти надписи портили настроение, и они решили их закрасить. Из своих наскладених карманных денег купили краску, придумали эскиз нового рисунка - символа любимой команды - и начали работу. Из окна ближнего дома за ними наблюдала гражданка Пристальное. Она вызвала полицию и утверждала, что ребята наносят вред служебном здании и должны быть оштрафованы. Олег и Юрий объясняли свои действия крайней необходимостью. Какими, по вашему мнению, будут решения полицейских?
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражают особенности культуры в целом.
Понятие «культура» происходит от латинского слова colere - возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi - культура души, духовная культура.
Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».
В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре. Все чаще употребляют понятие «экономическая культура». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура просвещения...
В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.
Правовая культура общества - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.
Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.
Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.
Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.
Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недее
И. Ильин
Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.
Представления о том, «что такое - хорошо и что такое - плохо получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов или телевизионных сериалов.