1.Формаць жерунзиул вербелор: а вени, а визита, а кэлэтори, а чити, а скрие, а ынтылни, а мерже, а ажунже, а адмира, а фи.
2.Традучець ын лимба молдовеняскэ:
Это моя сестра. Те учителя
Это мой друг. Эти мальчики.
Те ученицы, Те цветы.
3.Скриець аджективеле ла граделе де компарацие индикате:
Ярна есте … (фриг – градул компаратив) декыт тоамна. Вара есте … (маре – градул суперлатив) арщицэ. Диминяца е … (рече – градул компаратив) декыт зиуа. Тоамна есте … ( мултиколор – градул позитив).
4.Групаць субстантивеле де май жос ын трей колонице :
маскулине феминине неутре
о масэ, ун елев, ун таблоу, ун календар, о библиотекэ, о шкоалэ, ун кынтек, ун тракторист, о карте, ун кает, ун музеу, ун ынвэцэтор, о колегэ.
5.Скриець субстантивеле де май жос ку артикол хотэрыт ши нехотэрыт ла нумэрул сингулар ши плурал: ан, филм, банкэ, страдэ, сат, ынвэцэтоаре, ток.
6.Скриець вербеле ла перфектул компус:
Се трезеште рэмурика,
Се трезеште соареле,
Принтр-о разэ пэсэрика,
Ворбеште ку соареле.
7.Дескидець парантезеле:
Приетена (мне, а дэруи) о карте. Ынвэцэторул (им, а повести) лекция. (Тебе, а плаче) музика. (Вам, а плаче) текстул.
8.Скриець ын локул пунктелор препозицииле нечесаре:
а) … кэрць афлэм лукрурь интересанте.
б) Читиря … масэ е ун лукру минунат.
в) О одае … кэрць, е ка пэмынтул … соаре.
9.Конжугаць вербул “а ынвэца” ла тимпул презент, трекут ши виитор.
10.Скриець пентру фиекаре субстантив кыте трей аджективе ши алкэтуиць ку еле пропозиций: скриитор, креацие, карте.
Природа - сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.
Итак, весь процесс эволюции системы - процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос) , у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.
В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации) , в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладаю новыми неповторимыми свойствами. А как эти свойства связаны со свойствами исходных элементов, из которых составлены системы? Это очень глубокий вопрос, который имеет как философское, так и практическое значение.
ХАОС
Причины хаоса.
Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений.
В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты -- они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механической модели заведомо обречена на провал.
Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.
Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для
Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см. ниже), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.
Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, в антисолнечной точке[1], при этом Солнце всегда находится за спиной наблюдателя. Угловой радиус окружности — 42 градуса[1]. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга окружности, чем ниже Солнце над горизонтом, тем ближе дуга к половине окружности, а высота верхушки радуги над землёй — к 42 градусам. Чем выше точка наблюдения, тем дуга полнее (с самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, окружность возможного появления радуги оказывается ниже уровня земли, и наблюдатель, находящийся на её поверхности, увидеть радугу не может[2]. Приблизиться к радуге, как и к горизонту, нельзя[3].
Объяснение: