Ситуационная задача: До начала урока 10 минут. В классе находятся учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить необходимую информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10-го класса, у которой на руке золотое колечко: «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят. Кто тебе разрешил носить в школу золото?!»
При этом, не дождавшись ответа от ученицы, учитель повернулся к двери и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув при этом дверью.
Один из учеников спросил: «Что это было?» Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель всё это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица смутилась, покраснела, стала снимать колечко с руки. Обратившись то ли к учителю, то ли ко всем в классе, она спросила: «Почему и за что?» В глазах девушки появились слёзы. Как должен поступить оставшийся в классе педагог? Попробуйте определить причину возникшего конфликта и дать объяснение такому поведению преподавателя? Как можно разрешить эту ситуацию?
Мои личные границы намногооо больше моего тела. Наверрное, они на расстоянии вытяннутой руки. И даже физическоое вторжение - сосед по парте, я могу воспринимать каак вопрос - а что он от меня хочет. Более широко - это моя комната - я хочу чтобы в нее стучали. И не хочу, чтобы меня обязывали делиться своими планами - это область добровольная.
Если шире - мои личные границы - то, чем я готов поделиться - с близкими друзьями, приятелями и знакомыми. Конечно, же мои границы проницаемы - в официальной ситуации они более закрыты. Я не ожидаю на лекции, что кто-то из моих друзей начнет рассказывать случай со дня рождения, который поовеселил всех. А в давней дружеской компании это возможно. Юмор - один из "маркеров" мооих границ - близкие дррузья могут подшучиввать над моими интонациями, словами, но со стороны родителей, я восприму это болезненно.
Границы я защищаю физически - закрываю дверрь, обхватываю себя руками в людном месте. Общение на "вы" с человеком, кооторый активно интересуеться мооей личной жизнью или мнением по стрым вопросом тоже форма защиты. Холодный взгляд, молчание - это защита тонкая, намеками.
Но если человек не очень слышит меня, я могу подчеркнуть, сказать - мы с Вами на ты не переходили, это мое ЛИЧНОЕ дело, я не спрашивл соовета, или более жестко сказать - мы не в тех отношениях.
Людди часто нарушают границы, и моои в том числе. Чаасто они не осознают этого. Воозможно, я тоже нарушаю. Физические - хлопают по плечу, пытаються обнять в поррыве чувств, а я не хочу или не готов. В основном сказать - я не в настроении или "я на другой волне". Психологические границе сложнее защитить - тяжело уличить наррушителя, поэтому я осторожно присматриваюсь к людям.
Эмоциональные состояния
Настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времен всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим и астеническим - радостным и печальным, сердитым и добродушным. Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения.
Аффект (в переводе с латинского - душевное волнение, возбуждение) - стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию.
В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость - восторг, страх - ужас, горе - отчаяние, гнев - ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания - оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль уже гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.