Выполните упражнение и ответьте на во Какой вид мышления изучается при выполнении этого упражнения? Какие операции мышления задействуются при выполнении этого задания?»
Инструкция: отобрать из групп слов в скобках по 2, характеризующих существенные признаки указанных предметов или явлений. Время выполнения - 3 мин.
Методические рекомендации: слова в задаче подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор) .
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражение, солдаты).
Хорошо ведите себя за столом. Следует помнить, что во время еды нельзя чавкать, облизывать пальцы или ложку, крошить хлеб на скатерть. Не кладите в рот слишком большой кусок и не разговаривайте в то время, когда рот занят едой. Если кто-то капнул на скатерть соусом или уронил кусочек хлеба, сделайте вид, что не заметили этого, чтобы не поставить человека в неловкое положение.
После обеда не уходите сразу из-за стола. Предложите хозяйке или начните интересную тему для разговора с хозяином. Вы могли бы спеть, показать фокусы, развлечь гостей веселой игрой. Задерживаться слишком долго тоже не следует. Уходя, поблагодарите - всех членов семьи за гостеприимство.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.
Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.