1 2.
1. С чем сравниваются листья 1. Какой была бы осенняя
осини, клёна, Ива?
елочка, если бы деревья
ие подарили ей подарки?
2. Почему хвойное дерево
2. Что значит выражение
вдруг стало лиственним?
аи мой и летом одним
weemom?
3. Найдите олицетворения и тексте и запишите,
Омонимы-это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Просыпать соль ( кристаллическую) - соль ( нота)
Крошка ( сын) - крошка ( хлеба).
Такие слова в словаре помещаются в разных словарных статьях.
Многозначные слова - это слова, имеющие разные лексические значения и по каким- либо свойствам похожие между собой.
Золотые сережки - сережки березы ( похожи по форме ) . Звезда на небе - звезда кино ( похожи по яркости ). Такие слова в словаре помещаются в одной словарной статье.
Объяснение:
Эти существительные имеют значение «замазка для заполнения неровностей какой-нибудь поверхности» и «процесс нанесения этой замазки при подготовке этой поверхности к покраске». Образованы они от разных глаголов: шпаклевка — от шпаклевать, а шпатлевка — от шпатлевать. В 19 веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант — шпадлевка (от глагола шпад-левать в том же значении). Все три русских глагола восходят к одному и тому же немецкому глаголу, звуковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи — шпатлевать (шпадлевать с озвончением Т) и шпаклевать (возможно, не без влияния слов пакля, паклевать). Если словарь В.Даля отмечает троякое варьирование глагола, не отдавая предпочтения ни одному из них, то Академический словарь 1847 года закрепляет лишь один вариант — шпаклевка, шпаклевать. Эта общелитературная норма сохраняется и до нашего времени. А врианты шпатлевать и шпатлевка — расцениваются как архаичные, устарелые. Правда, они по традиции могут сохраняться в профессиональной речи маляров, ремонтных рабочих. Более того, вариант с Т поддерживается словом шпатель — «инструмент для нанесения шпаклевки», пришедшим из немецкого языка. В старину слово могло иметь и иной звуковой облик — шпахтель, который соответствовал немецкому слову шпаклевка.
(Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?»)
2. Определите, какое слово является лишним (по произношению):
1) Конечно, нарочно, игрушечный;
2) Что, чтобы, нечто;
3) Млечный, восточный, пустячный;
4) Безоблачный, беспечно, яичница;
5) Табачный, сказочный, скворечник.
3. Кто прав?
Один ученик говорит «Софья Ильини\шн\а», второй — «Софья Ильини\чн\а»?
4. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах.
Нам за суетность мала месть —
Мир, где так непривычно и тихо,
И не верится вовсе, что есть
Тот Арбат или, скажем, Плющиха.
Но чтоб вовсе забыть их не смог
И чтоб сам забывался не больно,
Отдаленный, но внятный шумок
К нам доносится бесперебойно.
(К. Ваншенкин)
...А мосту хоть бы что!
Висит в огнях красавец наш,
поджарый, молодой,
как будто высший пилотаж
свершает над водой.
(С. Васильев)
Огней московских перехлест
до моего доходит зренья,
как до иных мерцанье звезд
над крайней улицей селенья.
(И. Волин)
И купцы,
просветленные службой воскресною,
И студент,
что ночной пробирается Преснею...
И склоняются головы
под абажурами
Над комплектами «Нивы»,
такими громоздкими,
И витают, витают
над нами — подростками —
Звуки грустного вальса
«На сопках Маньчжурии».
(В. Лившиц)
Мы вышли
Из блокадных дней
Суровей, строже, суше.
Сердца ж
Не стали холодней,
Черствей
Не стали души.
(Ю. Воронов)
В глубинах мирозданья слышу слово,
Его никто еще не смел найти.
С невыносимой маетой немого
Я вслух его хочу произнести.
(В. Лазарев)
Пройдя сквозь огонь грозовых канонад,
Сквозь беды, тревоги и боли,
Разъезд Дубосеково, словно солдат,
Глядит на зеленое поле.
(С. Баренц)
5. Объясните, какое орфоэпическое правило регулирует произношение сочетаний согласных в выделенных словах. Назовите причины отступления от правила.
Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. (А. Куприн)
Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры. (К. Паустовский)
Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек. (В. Гиляровский)
Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит. (Н.А. Некрасов)
Есть зимний дуб. Он зацветает позже. (А. Вознесенский)
Роман Данилевского «Сожженная Москва» посвящен событиям Отечественной войны 1812 года.
Это пахнет уже не романом,
так бывает пожар и дождь —
на ночь смывши глаза и румяна,
побледневшая, подойдешь.
(А. Вознесенский)
По летней Москве раскаленной,
Свистя, и звеня, и гудя,
Сверкающей грозной колонной
Шла светлая сила дождя.
(П. Семынин)
Словно цоканье далекой лошади,
Бьет по крышам теплый летний дождь
И лениво хлопает по площади
Тысячами маленьких ладош.
(К. Симонов)
Сколько елочных игрушек
Получали мы потом.
Тьму наборов и хлопушек,
Все с серебряным дождем.
(В. Соколов)
А мне светло и молодо
Когда идут дожди,
И капает из желоба:
Найди. Найди. Найди.
(М. Танич)
Прямит окрыленность рощ.
Синичий твой голос слышу,
как будто сквозь солнце дождь.
(Т. Сырыщева)
6. Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]?
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
(Ф. Глинка)
Кипит, как океан безбрежный...
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?