1,3а окном мутно . 2.каплет с крыши.з.каплет с черемух . 4.окна залеплены серым снегом . 5.онмедленно сползает по стеклу , лепится к рамам , набухает 6.как болят кости ! 7.ах , как болят кости ! 8.но надо вставать . 9.надо вставать и работать . 10 . мне нездоровится . i i , и нет сил . 12.наступило утро . 13.в деревне уже выходят на работу . 14.и мне надо работать . 15. в избе жарко натоплено . 16. но как болят кости ! 17.и старые раны болят . 18.полежу еше маленько , чуть - чуть я ведь заработал право полежать ? но мало ли кто и чего заработал ! кто подсчитывал ? надо вставать . вставать ! вставать ! я вожу ручкой по бумаге . мне не хочется работать ( по вп астафьеву ) вопросы -о чем этот текст ? почему он так называется ? какова основная мысль текста ? -в каком спиле написан текст ? -какая часть речи наиболее часто употребляется ? a no составу какие предложения в тексте ?
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться) .
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть) .
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться) .
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут на следующий день. Мы будем писать сочинение — глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили — глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учись (пословица) ; Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) — глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) Светит месяц в окно.. . Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) — глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме времени;
2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев) ; В деревне мы будем колхозникам в летних полевых работах — глаголы
узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать) , а в времени —по числам и родам (в единственном числе) : я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Шпион шепотом посвятил в сегодняшние планы своего связного.
Преступник,услышав милицейскую сирену, стал неуклюже вылезать из прохода.
Лесник дал голодной собаке вылизать дочиста миску, а затем налил ей еще молока.
Россия никому не позволит умалять историческое значение победы в Великой Отечественной войне.
Бедная негритянка униженно умоляла работорговца не продавать ее ребенка.
Мальчик понимал, что необходимо тщательно прожевать пищу. а потом уж идти играть в солдатики.
"Нужно проживать каждый день так, будто он последний!"-учил сына старый солдат.