1. Чтение Прочитайте отрывок из повести Бауыржана Момышулы
«История одной ночи» (воспоминания о Герое Советского Союза Т.Тохтарове, погибшем в бою под Москвой).
Мы молчим, думая о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем. Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Смотря на эту карточку, я вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров».
1.Выпишите предложения с обособленными обстоятельствами, выраженные деепричастным оборотом. (3 б)
2 .Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. УМАЛЯУ ЭТО СОР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Художественное пространство это- пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие "художественного пространства" неразрывно связано с понятием "художественного времени". Выделяются следующие виды художественного пространства: *абстрактное (всеобщее, всемирное - пьесы Шекспира) *и конкретное (с указанием конкретных географических, топографических реалий-"Горе от ума" А. С. Грибоедова); *закрытое (дом - дом Турбиных в романе Белая гвардия" М. Булгакова), *открытое (степь в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"), *пограничное (образы порога, окна, двери в произведениях устного народного творчества) ; *природно-географическое (описание естественноприродных географических реалий-пустыни, моря, гор ( поэма "Мцыри" М. Ю. Лермонтова) *и пространство цивилизации описание города, деревни и т. д. (Петербург в романах Ф. М. Достоевского); *пространство психологическое (замкнутое, ограниченное рамками внутреннего мира героя ( психологическое пространство Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского), *социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни ( социальное пространство Павла Власова в романе М. Горького "Мать"); *фантастическое пространство сны героев, волшебный мир, созданный автором ( "Приключения Гулливера" Д. Свифта).
Тучи передёрнуло синИм пламЕнем и медлеННо загремел гром.(Тучи-подлежащее, передёрнуло-сказуемое). Он то усиливался, то почти затИхал(Он-подлежащее, то усиливался-сказуемое, то затихал-сказуемое). И дождь, как буДТо подчиняясь грому по времЕнам, шёл сильнее и широко шумел в листве(дождь-подлежащее, шёл-сказуемое,шумел-сказуемое). Потом он остАнавлИвался, чтобы зарЯдить вновь(он-подлежащее, останавливался-сказуемое, зарядить-сказуемое).
Но вот сквоЗь тучи пробилось солнце: и пушкинский парк в Михайловском, и крутые берега реки запылали рыжЕй глиной и мокрой травой(солнце-подлежащее, пробилось-сказуемое,парк и берега-подлежащее, запылали-сказуемое). Когда стройная радуга зажглась над пасмУрной далью, всё засвЕркало кругом(радуга-подлежащее, зажглась-сказуемое, всё-подлежащее, засверкало-сказуемое).
За абсолютную правильность грамм. основы не ручаюсь.
Художественное пространство это- пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие "художественного пространства" неразрывно связано с понятием "художественного времени". Выделяются следующие виды художественного пространства: *абстрактное (всеобщее, всемирное - пьесы Шекспира) *и конкретное (с указанием конкретных географических, топографических реалий-"Горе от ума" А. С. Грибоедова); *закрытое (дом - дом Турбиных в романе Белая гвардия" М. Булгакова), *открытое (степь в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"), *пограничное (образы порога, окна, двери в произведениях устного народного творчества) ; *природно-географическое (описание естественноприродных географических реалий-пустыни, моря, гор ( поэма "Мцыри" М. Ю. Лермонтова) *и пространство цивилизации описание города, деревни и т. д. (Петербург в романах Ф. М. Достоевского); *пространство психологическое (замкнутое, ограниченное рамками внутреннего мира героя ( психологическое пространство Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского), *социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни ( социальное пространство Павла Власова в романе М. Горького "Мать"); *фантастическое пространство сны героев, волшебный мир, созданный автором ( "Приключения Гулливера" Д. Свифта).
Тучи передёрнуло синИм пламЕнем и медлеННо загремел гром.(Тучи-подлежащее, передёрнуло-сказуемое). Он то усиливался, то почти затИхал(Он-подлежащее, то усиливался-сказуемое, то затихал-сказуемое). И дождь, как буДТо подчиняясь грому по времЕнам, шёл сильнее и широко шумел в листве(дождь-подлежащее, шёл-сказуемое,шумел-сказуемое). Потом он остАнавлИвался, чтобы зарЯдить вновь(он-подлежащее, останавливался-сказуемое, зарядить-сказуемое).
Но вот сквоЗь тучи пробилось солнце: и пушкинский парк в Михайловском, и крутые берега реки запылали рыжЕй глиной и мокрой травой(солнце-подлежащее, пробилось-сказуемое,парк и берега-подлежащее, запылали-сказуемое). Когда стройная радуга зажглась над пасмУрной далью, всё засвЕркало кругом(радуга-подлежащее, зажглась-сказуемое, всё-подлежащее, засверкало-сказуемое).
За абсолютную правильность грамм. основы не ручаюсь.