1)Что изображают дымковские игрушки? (2)Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (3)Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. (4)Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. (5)Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 вопросительное, односоставное неопределённо-личное.
2) Предложение 2 неполное.
3) В предложении 3 грамматическая основа – чужды полутона.
4) В предложении 4 составные именные сказуемые.
5) Простое предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.
С каждым словом составить предложения с прямыми и косвенными дополнениями: горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить.
Для начала определимся с терминами. Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных (всех, кроме именительного) падежей. Прямое дополнение всегда относится к переходным глаголам и выражается в форме винительного падежа без предлога, иногда, очень редко в форме родительного падежа без предлога.
Остальные дополнения называются косвенными.
Как определить прямое дополнение? Нужно от глагола задать вопрос винительного падежа и дать ответ существительным в винительном падеже без предлога. Например, горевать (кого?что?) - ответ дать не можем, значит, это непереходный глагол, при нем прямого дополнения быть не может. У глаголов, которые вы написали (они все непереходные) не может быть прямых дополнений.
Предложения с косвенными дополнениями.: 1. Мысль о переезде заставляла горевать (кого?) его
2. Наталья Сергеевна плакала (о чем?) о чем-то. 3. Ты (о ком?) о ком-то скучаешь? 4. Ты даже соскучиться (о ком?) обо мне не успеешь. 5. Рыбаки тосковали (о чем?) о береге. 6. Он тужил (о ком?) о друзьях, которые остались в городе его детства.
Еще раз повторю, что при этих глаголах (непереходных) Не может быть прямых дополнений.
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым.
Летают сны-мучители
Над грешными людьми,
И ангелы-хранители
Беседуют с детьми.
Там за твердыней старою
На сумрачной горе
Под свежею чинарою
Лежу я на ковре.
Лежу один и думаю:
Ужели не во сне
Свиданье в ночь угрюмую
Назначила ты мне?
И в этот час таинственный,
Но сладкий для любви,
Тебя, мой друг единственный,
Зовут мечты мои.
Внизу огни дозорные
Лишь на мосту горят,
И колокольни черные,
Как сторожи, стоят;
И поступью несмелою
Из бань со всех сторон
Выходят цепью белою
Четы грузинских жен;
Вот улицей пустынною
Бредут, едва скользя...
Но под чадрою длинною
Тебя узнать нельзя!..
Твой домик с крышей гладкою
Мне виден вдалеке;
Крыльцо с ступенью шаткою
Купается в реке;
Среди прохлады, веющей
Над синею Курой,
Он сетью зеленеющей
Опутан плющевой;
За тополью высокою
Я вижу там окно...
Но свечкой одинокою
Не светится оно!
Я жду. В недоумении
Напрасно бродит взор:
Кинжалом в нетерпении
Изрезал я ковер;
Я жду с тоской бесплодною,
Мне грустно, тяжело...
Вот сыростью холодною
С востока понесло,
Краснеют за туманами
Седых вершин зубцы,
Выходят с караванами
Из города купцы...
Прочь, прочь, слеза позорная,
Кипи, душа моя!
Твоя измена черная
Понятна мне, змея!
Я знаю, чем утешенный
По звонкой мостовой
Вчера скакал, как бешеный,
Татарин молодой.
Недаром он красуется
Перед твоим окном,
И твой отец любуется
Персидским жеребцом.
Возьму винтовку длинную,
Пойду я из ворот:
Там под скалой пустынною
Есть узкий поворот.
До полдня за могильною
Часовней подожду
И на дорогу пыльную
Винтовку наведу.
Напрасно грудь колышется!
Я лег между камней;
Чу! Близкий топот слышится...
А! Это ты, злодей!