1. Докажите, что данное произведение (фрагмент) является текстом (ССЦ). Определите признаки текста. 2. Выявите средства связи частей текста (местоимения, синонимы, наречия, лексический повтор, видовременные формы глагола и др.)
3. Укажите связи предложений в тексте (параллельная, цепная, смешанная).
4. Определите речевую ситуацию и задачи речи.
5. Что представляет собой текст (монолог, диалог, полилог)?
6. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
7. Определите тему и основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.
8. Укажите, есть ли в тексте авторская речь. Выражена ли авторская оценка?
9. Выделите в тексте чужую речь, определите её форму (прямая, косвенная, несобствен-но-прямая).
10. Перечислите языковые особенности текста. Для чего они использованы автором?
11. К какому функциональному стилю относится текст?
3.Задание
1) Произвести стилистический анализ предложенного текста.
2) Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы и стилистические фигу-ры).
День был ветреный, и даже с подветренной стороны чувствовалось, как непрестанно гудит ветер в какую-то скважину снизу. Ноги мои стали мёрзнуть, и я напрасно старался за-мёрзшими руками набросить на них что-нибудь сверху. Ямщик то и дело поворачивал ко мне своё обветренное лицо с покрасневшими глазами и обындевевшими ресницами и что-то кричал, но мне не разобрать было ничего. Он, вероятно, пытался приободрить меня, так как рассчитывал на скорое окончание путешествия, но расчёты его не оправдывались, и мы долго плутали во тьме. Он ещё на станции уверял, что к ветрам всегда притерпеться можно толь-ко я, южанин и домосед, претерпевал эти неудобства моего путешествия, скажу откровенно, с трудом. Меня не покидало ощущение, что предпринятая мною поездка вовсе не безопасна.
Ямщик уже давно не тянул свою безыскусную песню; в поле была полная тишина, бе-лая, застывшая; ни столба, ни стога, ни ветряной мельницы – ничего не видно. К вечеру метель поутихла, но непроницаемый в поле мрак – тоже невёсёлая картина. Лошади как будто заторопились, и серебряные колокольчики зазвякали на дуге.
Выйти из саней было нельзя: снегу навалило на пол-аршина, сани непрерывно въезжали в сугроб. Я насилу дождался, когда мы подъехали, наконец, к постоялому двору.
— Привет, Ержан!
— Добрый день, Ерасыл! Как поживаешь?
— Всё окей! Только вот компьютер не хочет работать. Решил прогуляться к другу, с ним решить данную проблему.
— Э-э-э... Не понял... Что сделать?
— К другу прогуляться, говорю, ну, то есть... навестить.
— Ммм, понятно. А спички зачем?
— Какие ещё спички?!
— Ну, ты же сам сказал: «Про спички проблему»...
— «Решить», — я сказал, а это значит – Пока я переписывался по почте с Дамиром, компьютер, видать, какой-то вирус подхватил и не работает. Вот иду теперь к другу за . Что? Дамир заболел? А друга — это что? Заклинание с его болезни? Или лекарство?
2. Замена гипонимов гиперонимами:
А)
- инструмент
- родственник
Б)
1) галлюциногенные грибы
2) газ
3) запчасти
3. Замена части предл. словом с обобщающим значением:
1) Всюду
2) Ничего (ничто)
3) Всё
__
1. Замена СПП простым предл.:
1) Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, отправившись путешествовать по ней.
2) Багряная листва, покрытая росой, шуршала под ногами.
__
2. Синонимы
А) Резко, с шумом закрыть – захлопнуть
Говорить, перебивая друг друга – наперебой
Такой, в котором приятно и удобно жить – комфортный
Б) для осуществления
для получения
для изменения
3. Замена придаточных предложно-падежной конструкцией или ДО:
1) Спускаясь с крыльца, она уронила костыль и бес остановилась на ступенях.
2) Из-за открывшейся сильной горячки бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.
4. Замена прямой речи косвенной:
1) Я однажды сказал, что она не может и предположить, сколько у меня врагов.
2) Лизавета Ивановна тихо спросила, кого хотят представить.
__
Обобщение конкретных, единичных явлений
1. Обобщающее наименование слов:
1) В любую погоду
2) Домашняя утварь
3) Товары для детей (детскую одежду)
4) Близкие родственники