1.двоеточие при обобщающих словах ставится: а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; б) если обобщающее слово стоит после однородных членов; в) если обобщающее слово стоит между однородными членами предложения. 2.тире при обобщающих словах ставится: а) если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения; б) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения; в) двоеточие никогда не ставится. 3.какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения? а) подлежащее или дополнение; б) дополнение или обстоятельство; в) ту же, что и однородные члены предложения. 4.укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах. а) а над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. (паустовский к.) б) лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в блудово болото: семя сосны и семя ели. (пришвин м.) в) и вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (паустовский к.) 5.найдите предложение, соответствующее схеме: [о : о, о, о -…]. (запятые не проставлены). а) из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. б) ароматные набухшие почки берёзы могучие запахи кореньев тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав все это было поразительно ново и восхитительно. (троепольский г.) в) все эти люди матросы разных наций рыбаки кочегары веселые юнги портовые воры машинисты рабочие лодочники грузчики водолазы контрабандисты все они были молоды здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы (а. ). 6. в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие? а) утром все хрустело вокруг_ подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (к. паустовский); б) и газеты, и телевидение, и радио __ все средства массовой информации переполнены рекламой. в) ни в поле, ни в лесу _ нигде не мог он обрести покоя. 7.в каком предложении на месте пропуска ставится тире? а) петр первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский литья, водяные машины, нравы _ все это давало хороший материал для книги (к. паустовский); б) здесь росли _ клен и дикая груша, ель и береза, осина и (в. обручев); в) всякий день стал приносить старый мосеич разную крупную рыбу _ щук, язей, голавлей, линей, окуней (аксаков). 8. в тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, (к. паустовский). обобщающим в этом предложении является слово: а) в синеве; б) древняя земля; в) передо мной. 9. в приемном пункте их было трое, три женщины: одна на приемке белья, другая на выдаче, третья на выписке квитанций и получении денег (рыб.) обобщающим в этом предложении является слово: а) в приемном пункте; б) трое; в) три женщины. 10. две запятые и тире пропущены в предложении: а) везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (м. пришвин); б) вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звезд и горечь воздуха всё это полночь. (к. паустовский). в) зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (в. шукшин).
1. А
2. Б
3. В
4. Б
5. А
6. А
7. А
8. Б
9. В