(1)ещё в детском саду олег выучил песенку «в лесу родилась ёлочка». (2)с неё-то и начались неприятности. (3)бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)а обратно тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных бабушка огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
(7)бабушка хорошо знала музыки. (8)она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)но мечты эти не сбылись, и теперь олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к анне степановне за . (11)сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)была куплена виолончель, и олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)в отличие от бабушки, отец хотел, чтобы олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)но пойми наконец: у него другое призвание. (17)смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
(18)однако часто по вечерам олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что тревожило бабушку.
– (19)смотри, надо беречь руки! (20)вся твоя судьба – в твоих руках! (21)вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался олег. – (23)вот я их и развиваю. (24)так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)это тоже искусство!
(26)«может быть, это новые методы музыкального воспитания? » – рассуждала бабушка.
(27)все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками олега. (28)когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– всё (29)своими руками!
(30)и потом во всеулышание, чтобы слышал олег, восклицала:
– но главное, конечно, музыка! (31)он будет музыкантом!
(по а. г. алексину)*
* алексин анатолий георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. его произведения, такие как «мой брат играет на кларнете», «действующие лица и исполнители», «третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности
2. анализ содержания текста. какие из высказываний соответствуют содержанию текста? укажите номера ответов.
1) олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.
2) кумиром олега был шаляпин, которого в молодости не приняли в хор.
3) бабушка олега умела играть на рояле.
4) отец хотел, чтобы олег стал в будущем толковым инженером.
5) олег любил мастерить этажерки и книжные полки.
3. анализ содержания текста. какие из высказываний соответствуют содержанию текста? укажите номера ответов.
1) олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.
2) кумиром олега был шаляпин, которого в молодости не приняли в хор.
3) бабушка олега умела играть на рояле.
4) отец хотел, чтобы олег стал в будущем толковым инженером.
5) олег любил мастерить этажерки и книжные полки.
4. анализ средств выразительности. укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) в отличие от бабушки, отец хотел, чтобы олег стал в будущем толковым инженером.
3) смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками олега.
5) бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
5. лексический анализ. замените книжное слово «дарование» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. напишите этот синоним.