1. Как изменения в лексике языка связаны с историей народа?
2. Какое предложение называется двусоставным?
3. Что такое подлежащее? Назовите основные его выра-
жения.
4. Что такое сказуемое? Назовите основные типы сказуемых.
5. Что такое глагольное сказуемое? Чем оно может быть
выражено? Приведите примеры.
6. Какие функции выполняют компоненты составного глагольно-
го сказуемого?
7. Чем может выражаться вс компонент в состав-
ном глагольном сказуемом?
8. Какие функции выполняют компоненты составного именного
сказуемого? Чем может быть выражен глагол-связка в составном
сказуемом?
9. Какие части речи могут выражать именную часть сказуемого?
10. Какие синтаксические отношения связывают подлежащее
и сказуемое двусоставного предложения? Какие синтаксические
нормы их употребления вы можете вспомнить?
Ещё хочется ласкового тепла и солнечного света, а уже стучит в окошко опадающей листвой и спелыми орехами осень. Она приходит к нам с яркими цветами, спелыми плодами, разноцветной листвой, запахами влажной земли и лесных грибов.
Ранняя осень, дни голубые и прозрачные. С утра выходишь под зонтом и в капюшоне, а прямо у самого крыльца – большая лужа. Как хороши, как животворны эти дождики после изнуряющего летнего зноя! Как снова начинает зеленеть трава и радуются цветы на клумбах и герань на моем балконе!
Лучшие портные одевают золотую осень в свои изысканные наряды. На тропинки, газоны, тротуары и скамейки в парке падают и с тихим шорохом ложатся разноцветные листья с кленов, вишен, акаций и тополей. Часто срывается бешеный ветер и несет мертвые листья в веселой пляске.
Поздней осенью природа редко напоминает о своем очаровании. Она холодна и безжизненна. В небе бесконечной чередой плывут серые тучи, серое небо отражается в серой реке. Холодно, сыро, тоскливо. А о себе уже напоминает морозным ветром злая зима.
Срезали уже в огородах даже последнюю капусту, и зайцу стало нечего украсть. Улетели сначала грачи и ласточки, за ними потянулись жаворонки, цапли, журавли, гуси, цапли. Зяблики, синицы и голубые сойки не улетают в теплые края, они живут в густых зарослях ежевики, шиповника или виноградной лозы и питаются их семенами и плодами, да еще тем, чем мы, люди, подкармливаем их в это трудное время. Звери заготавливают пищу на зиму, меняют одеяние, готовят себе теплые жилища.
А у крестьянина разве мало дел осенью? Очень много. Перво-наперво надо убрать с полей урожай, да укрыть его в закромах, чтобы хорошо сохранился. А еще надо заготовить дрова, без которых стужу не переживешь, сено для скота, грибы и ягоды, сходить на рыбалку и охоту. Надо запастись теплой одеждой, поэтому рукодельницы вяжут шерстяные носки, свитера, шарфы и рукавицы.
Осень – время раздумий, размышлений под теплым пледом, чтения хороших стихов. Например, Пушкина, который так любил осень, что восторженно восклицал: «И с каждой осенью я воскресаю вновь».
1.Буря воет в саду, буря ломится в дом (Н.).
Анафора (повтор начальных слов в строках) - лейтмотив, аллитерация звуков в, р, с имитирует звук ветра.
2. Играючи расходится вдруг ветер верховой (Н.).
Аллитерация звуков в, с, х, ч - имитирует свист ветра.
3. Волга! Волга!.. Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н.).
Ассонанс гласных о, а передает крик и плач.
4. Горе вам, горе, пропащие головы (Н.).
Ассонанс гласной о передает крик.
5. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.).
Аллитерация звуков ч, с, х, ш воспроизводит призыв к вечерней тишине, таинственности. Его усиливает ассонанс гласных е, и.
6. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк.)
Аллитерация и анафора звуков ж, ш, с - воспроизводит звук подгоняющего бича.
7. Прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (Маяк.).
Аллитерация звуков ш, х, р передает шум порта.
8. Съестного в чикагских барах чего-чего не начудено! Чудно человеку в Чикаго! Чудно человеку! И чудно! (Маяк.).
Аллитерация и усиливающий ее ассонанс повтор слогов че, чи, чу - передает удивление.
9. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть (Бл.).
Аллитерация звуков с, т, р, щ, ш передача страшных звуков войны.
10. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях (Паст.).
Аллитерация звука х усиливается ассонансом о, а имитируя вздохи.
11. Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец. Сметаемые - как художника кистью. Картину кончающего наконец… (Цв.).
Аллитерация звуков ж, щ, х, ц передает палитру осени.