(1)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они и к чему не Они не знают, что им не под силу. (4)Среди несовершённых ошибок, избегнутого риска и даже позора таились, может быть, действительно великие открытия. (5)И уж наверняка – открытие самого себя. (6)Обидно прожить жизнь, не узнав себя – человека, который тебе вроде ближе всех и которого ты так любишь… (7)Ведь каждый может больше, чем ему кажется, – он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и при В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. (9)Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость.
(10)Теоретически даже медицина не могла представить организм вынести столько лишений. (11)Для человека – как и для стали, для бетона – существуют пределы допустимых нагрузок. (12)И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами – их не было, они были исчерпаны, а силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью к врагам. (13)Во время блокады поражала не смерть – она была во время войны законна, – поражала живучесть: то, что мы чистим от снега траншеи, таскаем снаряды, воюем. (14)Героизм войны – исключение. (15)Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда можно реализовать себя с необычайной полнотой: откуда-то нахлынут силы, и ум заострится, и вскипит воображение... (16)Счастливое, блаженное это состояние писатели называют вдохновением, спортсмены – формой, учёные – озарением; это бывает у каждого человека – у одних редко, у других чаще...
(17)Вот это-то, на мой взгляд, и важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные и пределы. (18)Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно – для самосовершенствования, для наивысшей самоотдачи, для полного выявления себя? (По Д. Гранину)
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём . Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
блистать (I спр.) - блистаЮЩий, блистаВШий
значить (II спр.) - значАЩий, значиВШий
обозначать (I спр.) - обозначаЮЩий, обозначаВШий
стелить (I спр.) - стелЮЩий, стелиВШий
трепетать (I спр.) - трепещУЩий, трепетаВШий
веять (I спр.) - веЮЩий, веяВШий
держать (II спр.) - держАЩий, держаВШий.
От глаголов совершенного вида
(образуются от основы неопределенной формы глагола; только причастия времени!):
блеснуть - блеснуВШий
застелить - застелиВШий
затрепетать - затрепетаВШий
обвеять - обвеяВШий
выдержать - выдержаВШий
***1. Суффиксы причастий выделены заглавными буквами.
2. От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются.
Часто ОБРАЗУЮЩИЕ круглые цветнички (причастный оборот, выделяется запятыми с двух сторон, т.к. стоит после определяемого слова).
2. Необходимо поставить запятые в:
1). Поле, ЗАСЕЯННОЕ озимой рожью, зазеленело.
3. Предложение с причастным оборотом:
5). В ПОКРЫТОЙ снегом тундре своеобразная растительность.
(В ПОКРЫТОЙ снегом - причастный оборот)
***в заданиях 1-3 причастия выделены заглавными буквами
4. Укажи какую гласную нужно вставить в причастие:
1) колЮщий (образовано от глагола 1-го спр. колЮт);
2) лечАщий (образовано от глагола 2-го спр. лечАт);
3) бреЮщий (образовано от глагола 1-го спр. бреЮт);
4) борЮщийся (образовано от глагола 1-го спр. борЮтся);
5) пенЯщийся (образовано от глагола 2-го спр. пенЯтся);
6) нянчАщий (образовано от глагола 2-го спр. нянчАт);
7) пашУщий (образовано от глагола 1-го спр. пашУт);
8) стелЮщий (образовано от глагола 1-го спр. стелЮт);
9) жалЯщий (образовано от глагола 2-го спр. жалЯт)
***в заданиях 1-3 причастия выделены заглавными буквами