1. Как вы понимаете эпиграф - строки из стихотворения русского поэта начала XX века Николая Гумилёва «Слово»? . Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. В чём божественное богатство Слова? Согласны ли вы с тем, что слово, заряженное определенной энергией, может влиять на окружающий мир? Великая сила воспитания словом Повествование в рассказе С.Н.Назаровой «Мой зеленоглазый аруах» идёт от лица молодого человека по имени Мади, который вспоминает о своих аульных стариках- аташке Кабидене и ажеске Мурселе, у которых он воспитывался до школы и которых он называл «вторые папа и мама».В произведении нашли отражение следующие традиции казахского народа: - следование обычаям предков, исповедующих мусульманскую религию; - «усыновление» старшего внука, который с рождения «передавался» на воспитание бабушке и дедушке .; -казахский язык гостеприимства қонақ асы, когда самая вкусная и лакомая еда предназначалась для гостей ..; -методы народного лечения..., Воспитание трудом, понимание чистоты и бескорыстия помыслов деревенских жителей, впитывание красоты народной культуры, ненавязчивое привитие взрослыми нравственных ориентиров всё это формированию и становлению маленького человека. Простье, бесхитростные истины, которые доносили до своего внука дедушка и бабушка, стали ориентиром во взрослой жизни Мади. Наставления дорогих стариков, объективность в отношении ко всем людям, непоколебимое знание простых, но жизненно важных моральных ценностей были усвоены молодым человеком.. Мади начинает ощущать себя истинным казахом, чувствуя красоту и певучесть родного языка... Любовь к своей земле, языку, народу формирует личность Мади, а Семья, Дом, в первую очередь дом его родных стариков, который держится на главенстве бабушки Мурсели, становятся символом родовой памяти, духовности, защиты. 2. Прочитайте в учебнике рассказ «Мой зеленоглазый аруах». Какое впечатление он на вас произвёл? Совпало ли ваше представление о рассказе, сформировавшееся по его заглавию, с тем, что вы прочитали? Кто из героев вам больше всего заполнился, тронул душу? Почему? Опишите внешний и внутренний портрет бабушки Мурсели. Почему в рассказе всё время подчёркивается её зеленоглазость? Каковы взгляды и убеждения дедушки Кабидена? Какова его внешность? Какую жизнь он прожил? На чём строятся его взаимоотношения с бабушкой Мурселей? Проследите историю взросления Мади. Что повлияло на формирование личности мальчика керек болып тұр жазып жеберіндерш
Книга – в ней два листа, а серединка пуста.
За семью печатями.
В умной голове сто рук.
Один за всех и все за одного.
Премудрость одна, а мудростей много.
Сто голов - сто умов.
От слова до дела сто перегонов.
Слово слово родит, третье само бежит.
Руки побьют одного, знание побьёт тысячу.
За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений.
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.
Бог любит троицу.
Без троицы дом не строится, без четырёх углов изба не становится.
Семеро одного не ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один ум хорошо, а два лучше.
Семь планид на небе.
Без десятков и счета нет.
Из одного дерева икона и лопата.
Два дурака, да у каждого – два кулака.
Две бараньи головы в один котел не лезут.
Трое осудят, десятеро рассудят.
Один про Фому, другой про Ерёму.
Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.
Одним глазом спи, а другим стереги.
Числительные в пословицах и поговорках
В одно ухо впустил, в другое выпустил.
Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.
Семь пятниц на неделе.
На всякой неделе по три пятницы.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.
Одна нога обута, другая разута, а кабы третья была – не знаю, как пошла.
Два Демида, да оба не видят.
Один мутит, другой пресноводит.
Одному с женой – радость, другому – горе.
Мастер один, а подносчиков десять.
Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал.
Из одного места, да не одни вести.
Из одного города идут, а не одни вести несут.
Из одной печи, да не одни речи.
Один хлеб попу, одна радость – что свадьба, что похороны.
Четыре полы, восемь карманов.
Одно дело делай, другого не порть.
У Бога правда одна.
Парочка – баран да ярочка.
Двое дерутся – третий не мешай.
Три перста крест кладут.
У Тараса на плеши разыгралися три вши.
Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать – не умен, а в сорок – не богат, тому век таким не бывать.
Дважды молоду не бывать.
Не по две молодости жить.
Одна голова не бедна, а и бедна – да одна.
Не хвались замужеством третьего дня, а хвались третьего года.
Знаю, как свои пять пальцев.
Нужен, как собаке пятая нога.
Нагородишь сто вёрст до небес, да всё лесом.
Семь футов под килем.
Что один дурак заварит, трое умных не расхлебают.
Одна паршивая овца всё стадо портит.
Для бешеной собаки пять верст – не крюк.
Один, как перст.
Одна правда на свете не живет.
На рубль долгу, три полтины росту.
Одна рука в ладошки не бьет.
тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб – соль помнит.
Трудовая копейка два века живет.
Числительные в пословицах и поговорках
Один дурак пятерых умных поссорит.
Слеп слепа ведёт, а оба ямы не минуют.
У одной овечки семь пастухов.
Бумаги клочок сто рублей волочёт.
Битая посуда два века живёт.
До солнца пройти три покоса – ходить будешь не босо.
Старый друг лучше новых двух.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Больше двух – говорят вслух.
Лук – от семи недуг.
От любви до ненависти – один шаг.
Первый раз в первый класс.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Ум хорошо, а два лучше.
Первый парень на деревне – вся рубаха в петухах.
Одна беда – не беда.
У ножа одно лезвие, у языка их сотни.
Ружье убьет одного, язык – тысячи.
Будь здоров на сто годов, а что прожил – не в зачет.
Одна пчелка не много меда натаскает.
Чего не сможет сделать один, сделают десятеро.
Первая пороша – не санный путь.
Один раз украл, а на век вором стал.