1. какое утверждение является неверным? а. смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. б. в бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных. в. между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом. 2. из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи. ночью ударил первый морозец с ветерком. после теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. всё вокруг побелело. 3. допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. а. мы хорошо отдохнули … (вывод или результат). б. я взглянул на небо … (следствие). в. здесь нельзя проехать … (причина). 4. перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. запишите их, расставляя знаки препинания. а. было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. б. я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. 5. продолжите предложение юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов: а. простое с однородными членами (без союзов) б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую в. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой 6. каково роль тире в предложении – их было четверо – держались в стороне? а. разделяет подлежащее и сказуемое б. обозначает пропуск члена предложения в. разделяет части сложного бессоюзного предложения г. выделяет вводное предложение 7. укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении пробовал бежать – ноги от страха не двигались. а. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого. б. предложения рисуют быструю смену событий. в. второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 8. объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. а. второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. б. второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. в. второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 9. запишите, расставляя знаки препинания, предложение когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня. 10. прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). 1) не спится няня здесь так душно. 2) поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало- исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке. 3) обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. 4) каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной. 5) ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
2- 1) Ночью ударил первый морозец с ветерком - после теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
2 )Всё вокруг побелело: ночью ударил первый морозец с ветерком.
3) Ночью ударил первый морозец с ветерком, и все вокруг побелело.
3- А. Мы хорошо отдохнули - можно приступать к работе .Б. Я взглянул на небо - по небу неслись черные тучи .В. Здесь нельзя проехать: вся дорога изрыта.
4.- А. Было решено отправиться пораньше - мы встали чуть свет.Б. Я подошёл к окну и увидел: ночью снег запорошил весь сад.
5. А. Юноша говорил мало,не торопясь.
Б Юноша говорил мало, его практически никто не запомнил.
В. Юноша говорил мало; друзья, которые уже привыкли к его немногословию, не пытались его разговорить.