1. Какого типа речи текст перед вами? 2. Какова композиция текста (количество смысловых частей,
микротемы этих частей).
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4. С каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и
грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официальноделовой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?
Тексты для анализа
в научном стиле:“Амфибии, или земноводные, – это хордовые позвоночные
холоднокровные животные, у которых в ходе эволюции появились пятипалые
конечности и лёгочное дыхание для жизни на суше, но их размножение и развитие
связаны с водной средой. Насчитывают около 4 тыс. видов земноводных. Их делят на
три группы: бесхвостые, безногие и хвостатые.” (Из учебника биологии);
в официально-деловом стиле:“При транспортировке приобретённой светодиодной
гирлянды должны быть приняты меры для предохранения её от механических
повреждений в условиях, исключающих попадание влаги и других жидкостей. Порядок
подключения: извлеките изделие из упаковки, расправьте провода, осмотрите гирлянду,
чтобы убедиться в отсутствии видимых повреждений. Подключите к сети 220 V.
Отключите, закрепите на декорируемом объекте и пользуйтесь, периодически отключая
от напряжения с целью продления срока службы. Хранить гирлянду рекомендуется в
заводской упаковке в сухом помещении при температуре от 0 до +40 С. (Из
инструкции);
в публицистическом стиле: “Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как
сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти
бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по
расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных
маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в
выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут.
Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными
технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях,
которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой
туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о
комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов. (Из
статьи на туристическом сайте в интернете);
в художественном стиле: “В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило
привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких
туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была
наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией
бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим
голосом напевала песню о верном гусаре.” (Отрывок из романа Эрих Мария Ремарка
“Три товарища”).
2). Пример текста, написанного
в разговорном стиле:
Андрей встал… Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по
затылку, потом спросил:
– У тебя три рубля есть ? До получки…
– Есть… Ты за што меня ударил?
– Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хр..а пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх…
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои
деньги, у кого-то ещё занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей
домой… Жены не было. (Отрывок из рассказа В. М. Шукшина “Микроскоп”)
мышь- 4 б.
2. [кл'уч']-1сл. 4 зв
ключ-4б. К - к - согл., глухой, парн., тв., парн. Л - л - согл., зв., парн., мяг., парн., сонорн. Ю - у = глас., ударн. Ч - ч - согл., мяг., непарн., глух - непарн.
3. [стр'иш] 1сл. 5 зв
стриж 5 б С - с - согл., глух,, парн,, тв.. парн., т - т, согл., тв.,парн., глух., парн. р - р - согл., звон., парн., тв., парн., сонорн. и - и - глас., ударн. ж - ш - согл., глух, парн., тв., непарн.
4. [дрош] 1сл 4 зв
дрожь 5 б. Д - д - согл., звон., парн., тв., парн., р - р - согл., тв., парн., звон., сонорн., непарн. о - глас., ударн., ж- ш - согл., глух,, парн., тв., непарн. ь - звука не дает
Основные причины таких явлений – это следующие процессы: опрощение – языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное. В русском языке разные части речи и разные морфемные структуры подвержены опрощению. Таковыми могут быть исторически суффиксальные структуры: ведь-м-а – ведьм-а, префиксальные по происхождению слова: за-кон – закон, суффиксально-префиксальные дериваты: на-реч-ий-э, слова, образованные с основ: вель-мож-а. Причины, приводящие к опрощению, это: изменение лексического значения мотивирующего слова (слово крыльцо изначально было образовано от слова крыло), исчезновение из словарного запаса мотивирующего слова (двор в значении "лица, окружающие царя"), выпадение слов из словарного запаса (слово варежка было образовано от слова варега), изменение в звуковом состав слова: слово облако произошло от слова обволакивать и раньше произносилось как обвлако;
переразложение – процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами. Переразложение может происходить, если слово исторически было производным и остается производным, но в его составе теперь выделяются другие морфы. Так, изначально слово горячность произошло от прилагательного горячный (горячн-ость), но теперь, после исчезновения такого прилагательного, структура слова выглядит как горяч-ность, а мы как его производящее рассматриваем прилагательное горячий;
усложнение основы – это усложнение производящей основы, в результате чего нечленимые, непроизводные слова становятся членимыми, производными. Данный процесс противоположен опрощению. Например, слово зонтик именно в таком виде пришло к нам из голландского языка, однако сейчас мы выделяем в данном слове и корень, исуффикс: зонт-ик.