1. Какова тема текста? Тема текста: О традиционном животном у казахского народа и связанные с ним обычаи и поверия.
2. Определите его основную мысль
Основная мысль в том что конь был раньше очень полезег
3. Какой тип текста? Обоснуйте, почему
Конь для казаха в был всем: он кочевать, пасти овец от врага, давал пищу. Связанные с лошадьми обычаи, традиции казахов сформировались еще в древние времена.
Сохранились некоторые древние поверья племен нашей Степи. Например, наши предки верили, что конские грива и хвост оберегают от злых духов и опасностей. Поэтому конский волос завернув в лоскут ткани привязывали к колыбели или вешали на шею ребенка в качестве оберега. А когда малыш начинал делать первые в своей жизни шаги, его проводили через обряд «разрезание пут». Уважаемый житель аула благословляя ребенка разрезал тонкий шнурок из конского волоса, которым предварительно связывали ножки малыша. Считалось, что после этого ничто не могло помешать ему быстро расти и уверенно шагать по жизни.
В некоторых регионах до сих пор сохранился обычай дарить жеребенка в честь новорожденного. При этом родители ребенка обязаны уделять особое внимание и заботу такому живому подарку наблюдая за ростом жеребенка вместе с их малышом. Люди верили, что жеребенок выросший с ребенком горевать вместе человеком и его глаза даже могут наполняться слезами, когда его хозяину грозит опасность.
А когда мальчику исполнялось 3 года, ему шили специальное детское седло «ашамай» и начинали обучать верховой езде. К гриве и хвосту коня, к шапке одетого в новую одежду ребенка пришивали в качестве оберега перья филина. После благословения в левую ручку мальчику давали поводья, в правую – камчу. Затем малыша осыпали сладостями произнося добрые пожелания. Джигит посадивший ребенка на коня вместе с ним торжественно проезжал по аулу.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
М.Ю. Лермонтов
Жизнь М. Ю. Лермонтова с детских лет была трудной. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, домашние распри и неприглядные картины крепостной России сказывались на мировоззрении будущего поэта. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный поэт пишет такие строки:
Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! Этот край... моя отчизна! До конца жизни Михаил Юрьевич Лермонтов не мог примириться с деспотизмом, несправедливостью и насилием.
За свободолюбивые взгляды, особенно после появления стихотворения «Смерть Поэта», правительство безжалостно преследовало его. По приказу Николая I поэта дважды ссылали на Кавказ под пули горцев.
Перед отъездом в ссылку, в марте 1840 года, Лермонтов написал стихотворение «Тучи». Друзья и приятели собрались на квартире Карамзиных, чтобы проститься со своим юным другом. Растроганный вниманием к себе, поэт стоял у окна и с грустью глядел на проплывающие над Летним садом тучи. В душе его рождались печальные строчки:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурного, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Поэт с грустью размышляет о причинах этого гонения. Вторая строфа стихотворения полностью состоит из вопросов. И хотя обращены они к тучам, поэт называет здесь возможные причины гонения человека:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Сравнение гонимого поэта с тучами окончательно раскрывается в конце стихотворения. Тучи — скучающие странники. Чужды им страсти и чужды страдания. А значит, не понять им обиды и боли поэта, преследуемого, несвободного в своей стране, гонимого изгнанника.
Архар.
Архар - горный баран, представитель парнокопытных. Живёт в горах Юго-Восточного Казахстана. Его исчезновение, связанное с массовым уничтожением, вытеснением с его природных пастбищ.
Это самый крупный представитель диких баранов - его длина составляет 120-200 см, высота в холке 90-120 см, а вес 65-180 кг.
Архары живут группами до 100 животных, причём вне сезона размножения самцы и самки держатся отдельно друг от друга.[6] Половая зрелость у самок наступает на второй год жизни, в то время как у самцов только на пятый. [15] Период гона различается у разных популяций, но в целом длится с октября по ноябрь. [12] Для архаров характерно сочетание полигинии с полиандрией - то есть в одной брачной группе у них могут одновременно участвовать несколько самцов и несколько самок.[15] В начале брачного периода самцы состязаются за право обладания самкой, сталкиваясь друг с другом рогами. Беременность длится 150-160 дней, после чего на свет появляется 1-2 ягнёнка.
Основными факторами, приводящими к снижению численности и ареала, считаются неконтролируемая охота и вытеснение животных из их постоянных мест обитания путём выпаса домашнего скота. Пасущиеся домашние овцы поедают траву, которой также питаются архары, и тем самым уменьшению их численности. Основными хищниками, нападающими на животных, являются волки, снежные барсы, рыси и росомахи.
Для сохранения вида организуются заповедники, в которых охота на животных запрещена. Они также хорошо переносят неволю и разводятся в зоопарках.