(1)Моё ра(н,нн)ее детство пришлось на 20-е годы века. (2)Семья
жила в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это
между заставами Покровской и Бабушкин дом деревя(н,нн)ый но
оштукатуре(н,нн)ый и в детстве я не могла поверить что он не каме(н,нн)ый.
(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники крес…ники. (5)В то
смутное (не)устойчивое время они приезжали учиться искать работу а
(не)которые прибывшие из европейских городов и из Сибири приживались у
нас на долгие годы. (6) Однажды года в три я совершила неслыха(н,нн)ое
злодеяние мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые)
в ту пору студент Межевого института готовил дипломный проект. (7)На столе
были разложены листы с чертежами: завтра защита.(8)Я в своём (не)
неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти (не)понятные
картинки начерта(н,нн)ые ровно линии взяла пузырёк с тушью
а(к,кк)уратненько вылила её на весь проект и краска залила чертёж. (9)Сама я
не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни
слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)
Он чертил всю ночь! (11)Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь
наказание.
(12)Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за
большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным
иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим
книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты:
семейные, дочерей гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами,
племянников, крестников в студенческих тужурках... (13)Я любила
эти сборища за столом. (14)Особенно н а Пасху и Рождество, когда пекли чтонибудь вкусное.
(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла
её Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лёка, один со скрипкой, а другой
с нотами в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу
положит.
(16)Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное
отношение друг к другу. (17)Мои мама и тётки были начисто лишены того, что
теперь так за хлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой
терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы
одевались, как красиво мы жили!»
(19)Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам
всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в
стиле модерн, трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20)Для меня это стало
катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване,
сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21)А мама
сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль – модерн
начала века».
(22)Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала на
дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23)Тётя
училась в художественном училище — по росписи фарфора.
(24)Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без
нервов. (25)Только бабушка однажды дала понять своё ироническое
отношение к действительности. (26)Пытаясь разбудить старшего сына, она
пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27)Он вскочил с
негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!»
— (28)«А что, —говорит, — ведь это ваш гимн».
(29)Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (30)Не
стало переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали
с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой
и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства?
(По И.Н. Крюковой*)
* Ирина Николаевна Крюкова (1920–1913) — доктор биологических наук,
заслуженный работник здравоохранения РФ.
9.Сформулируйте и запишите одну из проблем, поставленных автором текста.
Подберите 2 примера–иллюстрации из предложенного текста, чтобы доказать
эту проблему.
10.Сформулируйте позицию автора по обозначенной вами проблеме.
11.Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора
прочитанного текста. Свое мнение обоснуйте.
1. Однажды он гулял по городу и забрёл в поле.
2. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку.
3. Жук в ту же минуту улетел и скрылся в дали.
4. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них.
5. Шипение смолкло, и сейчас же раздался дружный взрыв смеха.
6. Незнайка тоже любил кататься на автомобиле, и Торопыжка часто его
7. Воздушный шар относило ветром, и скоро весь город виднелся далеко позади.
8. Постепенно воздух снова остыл в оболочке, и шар стал опускаться вниз.
9. За ним прыгнул Торопыжка, и тут произошло непредвиденное обстоятельство.
10. Все слушали музыку и очень хвалили.
11. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним.
12. Он подходил к каждому портрету и смеялся.
Если союз И пишем в простом предложении между однородными членами (они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову) запятую не ставим.
Если союз И пишем в сложном предложении ( в нём две грамматические основы) для разделения простых предложений, тогда ставим запятую.
Пример
Чтобы разобраться, как правильно написать эти слова, нужно обратить внимание на то, как они образовались.
Именно это очень важно. Ведь первое, что хочется сказать, посмотрев на эти слова, что они образованы
от существительных нож и ночь. Так почему же, не смотря на то, что в обоих словах и шипящие, и ударение приходится на гласную после шипящих, пишутся они по-разному? Чем эта разница определяется?
Существительное НОЧЁВКА образовано от глагола ночевать при суффикса к.
Глагол же ночЕВАть имеет суффикс -ЕВА-, который и является определяющим фактором при написании гласной Ё в существительном, но при этом надо принять во внимание, что происходит чередование Ё-Е в однокоренных слова. В этом случае, по правилам русского языка, в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (хотя произносится О).
Если проверить написание Ё с однокоренных слов с Е невозможно, то после шипящих под ударением и без оного пишется О, как в слове НОЖОВКА. Нет глагола ножевать.
Но здесь можно и с другой стороны подойти к этому слову.
Существительное НОЖОВКА образовано от прилагательного ножОВый при суффикса ОВ. Есть такой суффикс, например, в словах берёзовый, пудовый, столовый и т.п..
Не буду о его значении говорить здесь. Скажу лишь, что буква О сохраняется и в существительном НОЖОВКА.