1. Морфология – это…
1) Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания.
2)Раздел лингвистики, изучающий состав слова.
3)Раздел лингвистики, изучающий орфограммы.
4) Раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи.
2. На какие группы делятся изменяемые части речи?
1. Склоняемые и спрягаемые. 2. Неизменяемые и самостоятельные.
3. Самостоятельные и служебные. 4. Служебные и междометия.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является неодушевлённое существительное?
1. Добрая девочка, красивый клён, злобный медведь.
2. Трусливый заяц, деревянный стол, встретить подругу.
3. Гриб у дороги, дырявые лапти, интересная книга.
4. Новый портфель, любить щенка, горькие слёзы.
4. Определите род имен существительных (запишите в 4 столбика): муж., жен., ср., общ.:
1) шампунь, 2) врач, 3) визави, 4) какаду, 5) кашне, 6) салями, 7) МИД.
8) мозоль, 9) адвокат, 10) протеже, 11) колли, 12) суфле, 13) брокколи, 14) ЗАГС.
5. Сколько имён прилагательных в данном предложении?
Пашни буры, зелены,
Спит за елями закат,
Камней мшистые расщелины
Влагу внешнюю таят (Н.Клюев)
1. 5. 2. 6. 3. 4. 4. 2.
6. В каком слове у прилагательного пишется Н?
1) карти…ый 2) стекля…ый 3) маринова…ый 4) ю…ый
7. В каком ряду все прилагательные относятся к разряду качественных?
1. Белый, горький, деревянный. 2. Слабый, немецкий, медвежий.
3. Чёрный, сырой, ледяной. 4. Тонкий, лисий, книжный.
8. Определите разряд прилагательных (в 3 столбика): качеств., относит., притяжат.:
1) печальный повод, 2) молочная белизна, 3) фарфоровая чашка, 4) свиная отбивная, 5) бараний рог комната, 7) медвежья шкура, 8) зимний лес, 9) бобровый воротник, 10) лисий хвост.
9. В каком примере неверно образована форма превосходной степени имени прилагательного?
1. Добрейший. 2. Самый добрый. 3. Умнейший. 4. Наиболее умнее.
10. -НН- пишется в словах:
1. Овчи н(н)ый. 2. Ветрен(н)ый. 3. Сви н(н)ой. 4. Гостин(н)ая. 5.Отчая н(н)ый.
11. Укажите ряд, в котором все глаголы I спряжения.
1. Думать, светить, клеить. 2. Брить, стелить, писать.
3. Рассказать, оттолкнуть, гнать. 4. Ненавидеть, решить, красить.
12. В каком ряду все слова являются числительными?
1. Пять, одиннадцать, тройка, втройне.
2. Шестеро, пятеро, три, двадцатый.
3. Сорок, четвёрочка, двойня, один.
4. Первый, две третьих, обе, утроить.
13. Укажите номера с верным написанием числительных.
1. О пятьдесяти шести миллионном жителе. 4. О шестидесяти пяти тысячном жителе.
2. К тысяче двумстам прибавить триста один. 5. От тысяче триста отнять четыреста один.
3. С трехстами сорока двумя рублями. 6. С двухстами девяносто двумя рублями.
14. Ошибочно написаны местоимения в сочетаниях:
1. Никто не пришел. 2. Никто другой, а Сергей. 3. У ней хороший почерк.
4. Никоим образом. 5. Ничто иное как поддержка. 6. Не какой другой подход не возможен
15. Спишите слова, выполните морфемный разбор:
научишься, посоветоваться, искристый, соломенный, пробуждение, застарелость, любвеобильный, нахлебник, заштриховывать.
16. Выделите наречия из предложения:
Вначале мы ни о чём не говорили, а вечером наперебой начали обсуждать случившееся.
17. Выделенное слово является наречием в предложении:
1) Громче всех говорил дедушка. 2) Этот дом ещё выше. 3) Мы по арбуз послаще.
18. НЕ пишется слитно со словом:
1) (не)куда; 2) говорить (не)громко, но отчётливо; 3) (не)ярко; 4) (не)надеясь; 5) (не)по-моему.
6) Касым (не)умел плавать. 7) Тарас Бульба (не)мог (не)остановиться.
8) Ученик прочел стихотворение (не)громко, а тихо.
9) (Не)довольство собой есть (не)обходимое условие разумной жизни. 10)Ничуть (не)интересный.
19. Найдите случай дефисного написания
1- (по)нашему, (по)русски, точь(в)точь
2- (в)третьих, это неправильно ; (в)третьих рядах засмеялись
3- (по)больше, (по)царски, (по)моему мнению
20. Укажите предложение с формообразующими частицами.
1)Да здравствует солнце, да скроется тьма! 2) Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперед гляди!
3)Что же ты молчишь, друг? 4) Смелое начало - та же победа.
Безударные окончания имен прилагательных проверяются во
О книге (какой? -ой, -ей) интересной.
К дереву (какому? -ому, -ему) высокому.
Кустарник (какой? -ой, -ый, -ий) колючий.
В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель - апрельский
июль - июльский
сентябрь - сентябрьский
Исключение: январь - январский
Объяснение:
А) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).
Б) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).
В) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).
Г) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).