1) Мы долго сидели на берегу под вязами. 2) Комары пропали. 3) Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.4) Вечер не спешил,давая отбуйствовать закату. 5) Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. 6) Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. 7) Мы перестали сопротивляться. 8) Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избетерраске, реяло плотное облачко. 9) Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.10) Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. 11) Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, —три взрослые, одна подросткового возраста. 12) Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. 13) Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток. 1. Среди предложений №1-5 найдите сложное предложение.
2. Определите грамматическую основу предложения №3.
3. Чем осложнено предложение №4?
4. Определите вид предложения №5.
5. Какие виды связи встречаются в предложении №6?
6. Сколько грамматических основ в предложении №9?
7. Объясните постановку двоеточия в предложении №9.
8. Какие виды связи встречаются в предложении №10?
9. Из предложений №10-13 найдите то, к какому относится схема []: []; [].
10. Сколько грамматических основ в предложении №11?
1)оглушение согласного
2)озвончение согласного
3)выпадение согласного
а) сбежал 1), 2), 3)
б) сторож 1), 2), 3)
в) доблестный 1), 2), 3)
2.Установите, какому слову соответствует данный состав морфем: два корня, суффикс, окончание.
а) одноклассник б) пригород в) придержали
3. Укажите, к каким пластам лексики относятся слова.
1)омонимы
2)синонимы
3)антонимы
4)многозначное слово
а) известный – популярный 1), 2), 3), 4)
б) среда (день недели) – среда (место обитания) 1), 2), 3), 4)
в) всесильность – бесправность 1), 2), 3), 4)
г) сладкое (печенье) – сладкое (пение) 1), 2), 3), 4)
4. Каким существительным соответствуют приведенные характеристики?
1) имеет только единственное число, 1-е склонение
2) имеет только множественное число
3) 2-е склонение, мужской род
4) 3-е склонение, женский род
а) весы 1), 2), 3), 4)
б) трель 1), 2), 3), 4)
в) шампунь 1), 2), 3), 4)
г) теплота 1), 2), 3), 4)
5. Укажите спряжение глаголов.
1) I спряжение, 2) II спряжение
а) гореть 1), 2) б) вести 1), 2) в) брить 1), 2) г) пить 1), 2) д) вертеть 1), 2)
6. Отметьте грамматические характеристики глаголов, использованных в данных предложениях.
а) Мир освещается знанием. 1), 2), 3), 4), 5)
б) Жизнь осветится добром. 1), 2), 3), 4), 5)
в) Поляна осветилась солнцем. 1), 2), 3), 4), 5)
г) Освещались улыбками лица. 1), 2), 3), 4), 5)
д) Будет освещаться звездами ночь. 1), 2), 3), 4), 5)
1) совершенный вид, будущее время
2)несовершенный вид, настоящее время
3) совершенный вид время
4) несовершенный вид, будущее время
5) несовершенный вид время
7. Выясните, в каком варианте дано словосочетание.
а) серебристый иней б) журчит ручей в) торжественно и тихо г) на море
8. Определите характеристику предложений по цели высказывания.
1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное
а) Есть ли у вас домашние питомцы? 1), 2), 3)
б) Учитесь находить удивительное в обычном. 1), 2), 3)
в) Сквозь раскрытые окна доносится запах сирени. 1), 2), 3)
9. Установите вид предложения по выражения грамматической основы.
а) Резко посветлело на улице. 1), 2), 3), 4)
б) Багровая мгла. 1), 2), 3), 4)
в) Облака над нами прозрачны. 1), 2), 3), 4)
г) Заря золотая. 1), 2), 3), 4)
1) Есть подлежащее и сказуемое, сказуемое выражено кратким прилагательным
2) Есть подлежащее и сказуемое, сказуемое выражено полным прилагательным
3) В основе только сказуемое
4) В основе только подлежащее
10. Укажите вид предложения.
1) распространенное, 2) нераспространенное
а) Моросящий дождь. 1), 2)
б) Солнышко, улыбнись! 1), 2)
в) Сиди и решай 1), 2)
г) Улица безмолвна. 1), 2)
11.Отметьте, к каким типам речи относятся тексты.
1)повествование, 2)описание, 3)рассуждение
а) Велики и многогранны лечебные познания собаки. Отпустите собаку в начале бешенства в лес: через две-три недели она придет истощенная до полного бессилия, но здоровая. Заболела собака желудком – ведите в лес или в степь и поживите с ней пару- тройку дней: она вылечит себя травами. Именно у собаки и надо учиться, как ее лечить. Природа закрепила настолько богатые «знания» у собаки, что чуду этому люди никогда не перестанут удивляться. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)
б) Как только забрезжил рассвет, Бим попробовал встать, но это было нелегко, почти невозможно. Главное, трудно разогнуться из калачика: что-то застыло теперь внутри, будто склеило там. Кое-как, не по-собачьи, он сначала вытянул одну заднюю ногу, как курица из-под крыла, потом — вторую, уперся ими в стенку и выполз из-под лавки. Чуть полежал и пополз из павильона. Сел. Отекшие ноги стали отходить. Превозмогая боль и утешая ее слабым поскуливанием, он пошел — сначала с трудом, чиркая лапами о землю, потом все прочнее и прочнее. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)
в) Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом, отцом и прародителем. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. А на палой желтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека. Ни единый мускул не дрогнет! В такие минуты Бим кажется полумертвым, это похоже на транс от восхищения и страсти. Вот что такое классическая стойка в желтом лесу. ( Г. Троепольский) 1), 2), 3)
В этом году я хотела бы отправиться в Испанию.
Больше всего меня в этой стране привлекает город Барселона. По-моему, это прекрасное место, где можно не только отдохнуть на морском берегу, но и увидеть множество интересных достопримечательностей. Прежде всего, Барселона имеет уникальную архитектуру. В Новом городе здесь представлено большинство известных работ архитектора Антонио Гауди, которые мне обязательно хотелось бы увидеть.
Я знаю, что в Барселоне жили и творили такие великие художники, как Сальвадор Дали, Антонио Саура и Пабло Пикассо, поэтому мне бы хотелось прогуляться по тем местам, где, возможно, когда-то бывали они и черпали свое вдохновение. Кроме того, я хотела бы посетить музей Пикассо в Старом городе, пройтись по знаменитому бульвару Рамбла и увидеть площадь Каталонии.