1.Назовите лексические группы , пополняющие словарный состав языка
ответ :
.
2.Подберите к синонимам, помещённым ниже, подходящие по смыслу слова из скобок.
Лечебный, лекарственный, целебный (источник,трава, учреждение, сила, средство,грязи, препарат, растение).
Старый, старший. Древний (обычай, друг, язык,режим, половик, предание, книга, дуб, квартира).
ответ :
3.Составьте словосочетания с синонимами из приведённых рядов
Влажный, мокрый, сырой, промозглый.
Дерзкий, наглый, нахальный, вызывающий.
Кроткий, добродушный, мягкий, смирный,незлобивый.
ответ :
3.Продолжите синонимичные ряды.
Держава-страна,……Доносчик-осведомитель,…….Всадник-верховой,…Известие-сообщение,….Возмездие-кара,……Пристанище-приют,….Своенравный-своевольный,……Незаурядный-выдающийся…..Подлинный-настоящий…..Вежливый-учтивый,……..
4.Определите,есть ли разница в лексических значениях слов.(Объясните любыми подбором синонима, толкованием лексического значения, составлением словосочетания.)
Презирать-призирать, невежа-невежда, бесстрастный-бесстрашный, обсудить-осудит, одеть-надеть, поступок глиняный-глинистый, фанатический-фантастический.
ответ :
5.Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Антракт, лозунг, миссия, финал, пролог, популярный,абсурд, мизантроп
ответ :
6.Объясните значение слов :
инфантилизм, акселерация, беллетристика, маргинал, толерантность.
ответ :
7.Подберите фразеологизмы-синонимы к устойчивым оборотам.
Впасть в уныние, на верху блаженства, ни то ни сё , действовать на нервы.
ответ :
8.Подберите фразеологизмы-антонимы к устойчивым оборотам.
Язык распустил, взять себя в руки , засучив рукава, жить у чёрта на куличках.
ответ :
9.Назовите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова: кур(петух),зга(дорога),кол(небольшой участок земли), зеница(зрачок), око(глаз),рожон(заострённый кол)
ответ :
10.Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.
Здесь в старых переулках за Арбатом, совсем особый город….Вот и март. И холодно и ни..ко в мезонине.
Днём-ростепель капели греет солнце а ночью подморозит станет чисто, светло-и так похоже на Москву стари..ую, далёкую.Усядусь огня (не)зажигая возле окон облитых лунным светом и смотрю на сад на звёзды редкие…Как нежно весной ночное небо! Как спокойна луна весною! Теплят..ся как свечи,кресты на древней церковке..Сквозь ветви в глубоком небе ласково сияют , как золотые кова(н, нн)ые шлемы головки мелких куполов
ответ:6. Выберите предложение по схеме: А: П! – а.
а) А он говорил Посмотри как хорошо кругом и глаза светились в полутьме аллеи. +
б) Подойдите в спальню сказал он и оставайтесь там пока будете совершенно знать урок.
в) Я с Что невесел Иль не радует житьё?
17. Выберите предложение:
а) Вечереет, небо на западе порозовело.
б) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
в) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
18. Выберите односоставное предложение:
а) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.+
б) Мал золотник, да дорог.
в) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.
19. Выберите вариант с глагольным сказуемым:
а) Я буду учителем в вашей школе.+
б) Мы предложили ему поиграть с нами.
в) Сирень начинает отцветать в начале лета.
20. В каком предложении не нужно ставить тире:
а) Цена человеку (1) дело его (Горький).
б) Окунь (1) рыба прожорливая (2) нахальная (Крутилин).
в) Пруд (1) как блестящая сталь (Фет).+
21. Выберите вариант с составным глагольным сказуемым:
а) Я должен был признать свои ошибки.+
б) Я пришел с вами поспорить.
в) Он приехать нас завтра.
22. В каком предложении между подлежащим и сказуемым не ставится тире?
а) Защищать свою страну долг каждого гражданина.
б) Бедность не порок.+
в) Чтение книг полезное занятие.
23. Выберите вариант с составным именным сказуемым:
а) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
б) Ящериц кругом было много.+
в) Я хочу поговорить с ним об этом.
24. Выберите неопределённо-личное предложение:
а) Кому-то принесли от мастера ларец.+
б) Волка шапками не закидаешь.
в) На пригорке то сыро, то жарко.
25. Выберите обобщённо-личное предложение:
а) Бумагу для обёртывания берут прочную.
б) Из воды пустой масла не извлечёшь.+
в) Еду-еду в чистом поле.
26. Выберите безличное предложение:
а) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
б) В душу повеяло жизнью и волей.+
в) Приветствую тебя, пустынный уголок.
27. Выберите предложение:
а) Вечереет, небо на западе порозовело.
б) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.+
в) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
28. Укажите, где необходимо тире между подлежащим и сказуемым:
а) Умный смех как прекрасный источник энергии.
б) Читать значит узнавать много нового и интересного.+
в) Бедность не порок
29. Выберите односоставное предложение:
а) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.+
б) Волга – красивейшая река России.
в) Мал золотник, да дорог.
30. Выберите вариант с глагольным сказуемым:
а) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
б) Я буду учителем в вашей школе.+
в) Мы предложили ему поиграть с нами.
Объяснение:...