(1) О том, что Володька плакса, мальчики сами не догадались бы. (2)Это сооб- щил Володькин дядя. (3)Он подвёл мальчишку к ребятам, которые у соседних ворот
колдовали над разобранным велосипедом, и сказал:
(4)Послушайте, доблестные рыцари. (5) Возьмите этого отрока в свою компа-
нию. (6)Он человек неплохой. (7)Правда, немного плакса.
(8)Сашка Пономарев вытряхнул на масляную ладонь подшипники, посчитал ше-
потом.
(9) А пускай, Сказал он. (10) У нас приёмных экзаменов нет.
(11)Дядя сжал Володькино плечо и ушёл. (12)Он считал, что суровые законы
мальчишеской компании пойдут Володьке на пользу.
(13)Но никаких суровых законов не было. (14) Володьку попросили подержать ко-
лесо, пока собирали втулку, потом дали прокатиться на отремонтированном велоси-
педе (все катались по очереди). (15)Потом узнали, как зовут.
(16) и уәк совсем потом маленький Сашкин брат спросил с любопытством:
- (17) Почему твой дядя говорит, что ты плакса?
(18) Володька увидел, как Сапкина ладонь поднялась для подзатыльника не-
смышленышу, но нерешительно остановилась.
(19)и Володька ответил просто и честно:
(20)Я при нем разревелся, когда с родителями прощался. (21)Они в Крым уез-
жали, а меня сюда отправили... (22) А он слёз не любит.
(23)Нельзя было смеяться над таким прямым и беззащитным ответом. (24) и Саш-
ка небрежно утешил Володьку:
(25)Ничего, привыкнешь...
(26) Наверно, откликнулся Володька.
(27) Вредно тратить много слов, когда тебя и так поняли
1) Опредилите оснавную мысль.
2)Какой факт моятно привести в доказательство того, что дядя оказался менее понима-
ющим и тактичным по отношению к племяннику, чем ребята?
3)Определите, какой тип речи представлен в 14-17 предложениях текста.
4)В предложениях 4-6 найдите слово со значением «храбрый, честный, достойный
славы».
5)К слову «суровые» в предложении 12 подберите антоним и запишите его.
Объяснение:
Абай (Ибрагим) Кунанбаев
abay1.jpg (14888 bytes)Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.