1. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, укажите корень слова. 1.р..сток инж…нер инт…рес ут..шение зам..чать
2.просв…щение пос..нел зач..рпнул предпол…жить г…сударство
3.обн…мать т..лант ун..верситет тр..нслировать к..нонада
4.изм..нения опт..мист выр..стить безобл..чный цв..тной
5.ср..щение иск..жение к..нцелярский д…кументальный разг..дать
6.обхв..тить изб..рательный раст..ргать обн..вление вн..запно
7. ук..роченный водор..сли отр..жение пост..раться в..ранда
8. укр..шение ум..лкать г..релка пал..садник гол..д
9. уг..сающий б..рюзовый уг..ревший к..роче насл..ждаться
10. прив..дение угн..татель упр..стить подп..рать об..яние
11. пост..раться оз..рение ср..жение протоптать неук…снительно
12. св..щенный поб..гроветь г..гант б..сиком разм..нать
13. подж..гать г..лодание в..негрет тр…нировочный зач..рованный
14.пласт..лин р..внинный увл..чение раст..лкать ст..рожевой
15. зап..здалый пог..рельцы предст..вление зерк..льце проп..ганда
16. озл..бление сж..гание растр..пать ут..пический к..сьба
17.в..ковой гр..бешок забл..стать пр..дильный задр..жать
18. бл..горазумие возг..раемость раск..лоть д..скуссия оч..ртания
19. л..нейка з..рничный выш..вальщица ск..льзит г..ворит
20. расст..лается осл..пительный затр..щать охл..жденный гл..застый
21.т..готение откл..ниться замор..зки патр..от об..зательно
22. состр..дание безотл..гательно исп..пелить отг…родиться подч..щать
23.уст..лающий упл..тнить р..гион прив..легия т..рритория
24. ист..лкование пор..сль опт..мальный с..лидный за..вление
25.кр..пива прот..реть пл..тоядный вып..лзти ф..олетовый
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически объясните, выпишите цифры, на месте которых нужно поставить запятые.
1. Заслышав такой неистовый стук в ворота (1) Феня (2) столь напуганная часа два назад (3) и все ещё от волнения (4) не решавшаяся лечь спать (5) была испугана теперь вновь почти до истерики.
2. Полностью разорившись (1) отправился он в Петербург (2) искать себе места (3) и умер в нумере гостиницы (4) не дождавшись никакого решения.
3. Таким образом одевшись (1) покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам (2) озарённым тощим освещением из (3) кое-где мелькавших (4) окон.
3. Выпишите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Графически объясните.
1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным .
2) Вечером отец обычно рассказывал мне и сестре сказки или читал стихи.
3) В памяти Мусоргского запечатлелось множество народных типов и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для его оперы «Борис Годунов».
4) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
5) Был ли явью или только приснился мне этот странный человек?
1) Речной жемчуг можно найти в реках и в озёрах и в ручьях.
2) Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
4) А в водоёме всё вода струится и доныне в ней хранится тончайший привкус древнего вина.
5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня:
1. РОСТок (искл.)
2. предпоЛОЖить
3. обНИМать
4. выРАСТить
5. сРАЩение
6. изБИРательный
7. водоРОСли
8. ГОРелка
9. уГОРевший
10. подПИРать
10. оЗАРение
12. разМИНать
13. подЖИГать
14. РАВНинный (искл.)
15. поГОРельцы
16. сЖИГание
17. заБЛИСТать
18. возГОРаемость
19. ЗАРничный
20. расСТИЛается
21. отКЛОНиться
22. безотЛАГательно
23. уСТИЛающий
24. поРОСль
25. проТЕРеть
__
** КОРЕНЬ выделен – обозначить ∩
2. Цифры, на месте которых нужно поставить запятые:
1. /Заслышав такой неистовый стук в ворота/,(1) Феня,(2) /столь напуганная часа два назад/ и /все ещё от волнения не решавшаяся лечь спать/,(5) была испугана теперь вновь почти до истерики.
ответ: 1, 2, 5
**Выделить границы и подчеркнуть:
- деепр. об. /_._._/: /Заслышав такой неистовый стук в ворота/
- 2 прич. оборота /~~~/ и /~~~/ (союз И взять в кружок):
/столь напуганная часа два назад/ и /все ещё от волнения не решавшаяся лечь спать/
2. /Полностью разорившись/,(1) отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы,(4) /не дождавшись никакого решения/.
ответ: 1, 4
**Выделить границы и подчеркнуть 2 деепр. об. /_._._/
3. /Таким образом одевшись/,(1) покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам,(2) /озарённым тощим освещением из кое-где мелькавших окон/.
ответ: 1, 2
**Выделить границы и подчеркнуть:
- деепр. об. /_._._/: /Таким образом одевшись/
- прич. об. /~~~/: /озарённым тощим освещением из кое-где мелькавших окон/
__
3. Предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую:
3) [В памяти Мусоргского запечатлелось множество народных типов], и [это богатство наблюдений дало драгоценный материал для его оперы «Борис Годунов»].
[═ ─], и [─ ═].
**Подчеркнуть грамматические основы (выделены), обозначить границы простых предложений в составе ССП, союз И взять в кружок.
4) [Весенний гром то грозно рычал, то добродушно ворчал].
[ ─ то О, то О].
**Повторяющийся союз то…то взять в кружок, однор. сказуемые (выделены) подчеркнуть ═
4) [А в водоёме всё вода струится], и [доныне в ней хранится тончайший привкус древнего вина].
[─ ═], и [═ ─].
**Подчеркнуть грамматические основы (выделены), обозначить границы простых предложений в составе ССП, союз И взять в кружок.
5) [В голове шумело не то от воя и свиста бури, не то от радостного волнения].
[ не то О и О, не то О].
**Повторяющийся союз не то… не то взять в кружок, однор. обстоятельства (выделены) подчеркнуть _._._