1.Определите тему и основную мысль, стиль и тип речи.
2. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
3. Попытайтесь объяснить авторскую пунктуацию.
4. Произведите на материале текста разные виды разбора.
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.2) Я стою под яблоней отцветающей - и дышу. 3) Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя - и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. 4) Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми - не знаю, как лучше.
5) Вот та воля - та единственная, но самая дорогая воля, кото¬рой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6) Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоенного цветением, сыростью, свежестью.
7) Пусть это - только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завы¬вание радиол, бубны громкоговорителей. 9) Пока можно еще дышать после дождя под яблоней - можно еще и пожить!
Объяснение:
1. Составьте характеристику русского языка
А. живой Б. мёртвый В. индоевропейская семья Г. алтайская семья Д. южнославянская гр. Е. западнославянская гр. Ж. восточнославянская гр.
2. Найдите слово, соответствующее схеме
А. овечий Б. заоблачный В. военный Г. оловянный Д. храм
3. Найдите строчку, в которой пропущены одинаковые буквы
А. заск…чить, ск…кун, вск…чить
Б. к…сание, к…сари, к…снуться
В. соб…рать, выч…сление, слыш…мый
Г. девч…нка, ж…лтый, ситц…вый
4. Установите соответствие
1) сделать А. приставочно-суффиксальный
2) русско-английский Б. суффиксальный
3) пришкольный В. сложение
4) домище Г. приставочный
5. Найдите ошибку в характеристике грамматических признаков частей речи
А. серебряный – имя прилагательное, качественное
Б. никто – отрицательное местоимение в форме И.п.
В. кофе – несклоняемое существительное мужского рода
Г. спросил бы – глагол в форме условного наклонения
6. Найдите грамматическую ошибку
А. ихнее Б. более красивый В. трёмстам Г. не спросив
7. Найдите слово с ошибкой
А. шёл Б. раскошный В. опаздывать Г. речонка
8. Распутайте цепочку изобилие, изобильный, обильный
9. Образуйте формы причастий от глагола переписывать
10. Сделайте синтаксический разбор
Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
11. Сделайте морфологический разбор Клинок, рассекающий демонов. Загадка дьявола.
В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.