1. Определите тему текста. 2. Подберите свой заголовок к тексту. 3. Сформулируйте микротему 1-го 3. Сформулируйте микротему 2-го абзаца. абзаца. 4. С какого языкового 4. С какого языкового средства связано 2-е предложение средства связано 2-е предложение с 1-м в 1-м абзаце? с 1-м во 2-м абзаце? 5. Сформулируйте один «тонкий» 5. Сформулируйте один «тонкий» вопрос к 3-му абзацу. вопрос к 4-му абзацу. 6. Докажите, что данный текст действительно является текстом. Ис- пользуйте термины: признаки текста, тема, тематическое един- ство, связность, завершённость, основная мысль текста.
неясный сумрак, не громкий, но убедительный тон; не полный, а пустой;невзлюбил соседей, непривычные условия, не стал врачом, вовсе не дружелюбный пёс, далеко не высокомерная подруга, высказал недоверие, неглубокое озеро, неспешные шаги, отнюдь не вежливый приятель, весьма необычный орнамент, недостаток тепла, неверный ответ, неопытный сотрудник, непригодная подушка, невыгодное предложение, неотъемлемая часть, недисциплинированный ученик, вовсе не медленный танец, не )принял участия, непроизвольная реакция, отнюдь не шумный, не общительный, а замкнутый; незначительные изменения, не реальный, а придуманный; нечаянный случай, неотвязчивая мысль, отнюдь не осторожный путешественник.
(1) Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями-великанами и вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом, перескакивающего с одного дерева на другое. (2) Или услышишь резкий, цокающий, громкий звук. (3) Это играют на дереве резвые белки.
(4) Бесстрашно перепрыгивают они с ветки на ветку. (5) Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева. Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды; поедают они и насекомых. (6) Белок легко приручить. (7) Но, живя в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
(8) Злейший враг белок — куница. (9) Она охотится ночью и утром ни свет ни заря, когда белка спит. (10) Куница хватает спящего зверька, разоряет беличьи гнёзда.
Задание 12. Озаглавьте текст.
ответ: Белки // ИЛИ: Проворный зверёк
Задание 13. Составьте план текста из трёх пунктов.
ответ: 1. Проворный зверёк с пышным хвостом.
2. Жизнь белок.
3. Злейший враг белок.
Задание 14. Запишите ответ на вопрос:
Почему, живя в неволе, белки часто болеют и умирают?
ответ: Белки в неволе часто болеют и умирают потому, что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
Задание 15. Определите и запишите лексическое значение слова НОСЯТСЯ из предложения 5:
Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева.
ответ: бегают.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
ответ: бегают, скачут, прыгают.
Задание 16. Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», запишите своё объяснение. Опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма (не менее двух предложений). Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ни свет ни заря — очень рано утром, до рассвета.
Наш самолет вылетал в 5 часов утра. Чтобы не опоздать в аэропорт, нам пришлось встать ни свет ни заря.
неясный сумрак, не громкий, но убедительный тон; не полный, а пустой;невзлюбил соседей, непривычные условия, не стал врачом, вовсе не дружелюбный пёс, далеко не высокомерная подруга, высказал недоверие, неглубокое озеро, неспешные шаги, отнюдь не вежливый приятель, весьма необычный орнамент, недостаток тепла, неверный ответ, неопытный сотрудник, непригодная подушка, невыгодное предложение, неотъемлемая часть, недисциплинированный ученик, вовсе не медленный танец, не )принял участия, непроизвольная реакция, отнюдь не шумный, не общительный, а замкнутый; незначительные изменения, не реальный, а придуманный; нечаянный случай, неотвязчивая мысль, отнюдь не осторожный путешественник.
Прочитайте текст и выполните задания 12-16.
(1) Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями-великанами и вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом, перескакивающего с одного дерева на другое. (2) Или услышишь резкий, цокающий, громкий звук. (3) Это играют на дереве резвые белки.
(4) Бесстрашно перепрыгивают они с ветки на ветку. (5) Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева. Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды; поедают они и насекомых. (6) Белок легко приручить. (7) Но, живя в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
(8) Злейший враг белок — куница. (9) Она охотится ночью и утром ни свет ни заря, когда белка спит. (10) Куница хватает спящего зверька, разоряет беличьи гнёзда.
Задание 12. Озаглавьте текст.
ответ: Белки // ИЛИ: Проворный зверёк
Задание 13. Составьте план текста из трёх пунктов.
ответ: 1. Проворный зверёк с пышным хвостом.
2. Жизнь белок.
3. Злейший враг белок.
Задание 14. Запишите ответ на вопрос:
Почему, живя в неволе, белки часто болеют и умирают?
ответ: Белки в неволе часто болеют и умирают потому, что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
Задание 15. Определите и запишите лексическое значение слова НОСЯТСЯ из предложения 5:
Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева.
ответ: бегают.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
ответ: бегают, скачут, прыгают.
Задание 16. Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», запишите своё объяснение. Опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма (не менее двух предложений). Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ни свет ни заря — очень рано утром, до рассвета.
Наш самолет вылетал в 5 часов утра. Чтобы не опоздать в аэропорт, нам пришлось встать ни свет ни заря.