1.Определите тип речи: «Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно». (И. Бунин) а) описание
б) повествование
в) рассуждение
2.Укажите стиль речи текста:
«Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем». а) художественный
б) научный
в) деловой
3.Укажите стиль речи текста:
«Берестяные грамоты - древнерусские письма и документы 11-15 веков, процарапанные на березовой коре (бересте)». а) художественный
б) научный
в) деловой
4.Вставьте вместо точек нужный термин:
«... - часть текста, которая начинается с красной строки». а) абзац
б) описание
в) тема
5.Укажите стиль речи текста:
«Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с органов слуха».
а) художественный
б) научный
в) деловой
6.Укажите тип речи текста:
«В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга».
а) рассуждение
б) повествование
г) описание
7.Какая речь представлена следующим текстом?
- Алло.
- Здравствуйте, будьте добры, позовите Алексея Григорьевича к телефону.
- К сожалению, его сейчас нет...
- Тогда я позвоню позже. а) монологическая б) диалогическая
8.Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.
а) 4,2,1,3
б) 4,1,3,2
в) 1,3,2,4
9.Укажите тип речи текста:
«Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину». а) описание б) повествование в) рассуждение
10.Укажите стиль речи текста:
«Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 сентября в 14 часов». а) художественный б) научный в) деловой
11.Укажите стиль речи текста:
«Справка настоящая дана Иванову Петру Алексеевичу в том, что он действительно присутствовал на совещании работников металлургической промышленности, проходящем с 5 по 7 сентября 2013 года в г. Москве. Справка дана для предоставления по месту работы».
а) художественный б) научный в) деловой
12.Укажите стиль речи текста:
«Настоящим удостоверяется, что Петров Николай Иванович действительно работал на заводе «Серп и молот» в период с 1968 по 1996 год в должности слесаря-наладчика».
а) художественный б) научный в) деловой
13.Что такое эпитеты? а) это слова с одинаковым значением, но разные по написанию;
б) это образное определение;
в) это одинаковое начало стихотворных строк;
г) это скрытое сравнение.
14. Среди нижеприведенных словосочетаний найдите те, в которых употреблены эпитеты:
а) белый снег
б) хрустальная слеза
в) зеленые глаза
г) каменное сердце
15.Соедините правильно эпитеты и слова:
а) лес 1) холодный
б) взгляд 2) морозный в) снег 3) изумрудный
г) день 4) серебристый
16. Подберите эпитеты к слову «дорога»: а) змеистая б) скучная в) каменистая г) асфальтированная
А-4 - 3) иММунитет (это словарное слово с удвоенными согласными)
А-5 - 3) прИбредать (приставка ПРИ имеет значение приближения);
5) болотИще (правописание суффикса ИЩ, суффикса ЕЩ в русском языке нет);
6) прИручить зверя (приставка ПРИ имеет значение совершения действия в полной мере, до конца)
А-6 - 1) с излишнИм пафосом (окончание ИМ проверяется по вопросу: с пафосом КАКИМ? - излишнИМ), к потерпевшИм крушение кораблям (окончание ИМ проверяется по вопросу: к кораблям КАКИМ? - потерпевшИМ)
2) в сложной ситуациИ, найти цветок в гербариИ (окончание И пишется в П.п. у сущ-ных, заканчивающихся на -ИЯ, -ИЙ)
5) о приятном впечатлениИ (окончание И пишется в П.п. у сущ-ных, заканчивающихся на -ИЕ), быть замеченным в корыстИ (окончание И пишется в П.п. у сущ-ных 3 скл.)
а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
я-ть — веять, залаять, маяться, учуять.
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
строю — строить
сохраним — сохранить
отправите — отправить.