1. от глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением. бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать. 2. образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. чем различаются полученные формы? * родиться - рождаться; зажигать - зажечь; произнести - произносить; удаваться - удаться; выслать - высылать; выдавать - выдать; сослать - ссылать; плавать - плыть; осуществлять - осуществить. для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям. 3. составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы. блистают - блещут; внимают - внемлют; капают - каплют; махают - машут; - страждут; сыплют - сыпят; чтят - чтут. 4. составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение ниже глаголов. атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать. 257 5. определите вид глагола, задав вопрос: что делать? или что сделать? ; подберите парный по виду глагол; употребите оба члена видовой пары в одном предложении. рисовать, подойти, издать, вспомнить, купить, сидеть, атаковать. 6. составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания. 7. составьте небольшие диалоги, употребив в каждом следующие пары высказывания, опишите ситуации, в которых было бы возможно каждое из высказываний: не делай ошибок в диктанте! - не сделай ошибок в диктанте! читайте книгу! - прочитайте книгу! - прочтите книгу! позвоните сейчас своим родителям. - звоните сейчас своим родителям! я тоже его встречал. - я тоже его встретил. я его уже поздравлял. - я его уже поздравил. 8. образуйте все возможные формы причастий. образец: читать - читающий, читавший, читаемый, читанный, читан. солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь. 9. составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? определите оттенки побуждения. 10. составьте высказывания с различными оттенками побуждения пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам