1. Паронимы. Списать. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов (записываем правильный вариант).
1) Как человек, дельфины не могли жить без воздуха и поднимались, чтобы вздохнуть воздух.
2) И в то же время горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика.
3) Все пять колонн двигались стремительным маршем к последней черте оборонных укреплений Царицына.
4) Причина же именно тут обосновать резиденцию имелась немалая.
2. Употребление причастных и деепричастных оборотов.
Списать в исправленном в виде предложения.
1. Посвященные стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.
2. Читая стихи Пушкина о любви, у меня возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому «все возрасты покорны».
3. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.
4. Подъезжая к дому на такси, я вышел из машины и быстро забежал в подъезд.
3. Отметьте предложения в которых нарушены нормы согласования определений; исправьте ошибки. Предложения списать в исправленном виде.
1) Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.
2) Мы расположились за трехэтажным домом, названном солдатами замком из-за четырех стоявших на площадке рыцарей в блестящих доспехах.
3) Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.
4) Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.
5) В. Шишков отправился работать в Сибирь, ставшую второй родиной писателя и давшую основной материал для его произведений.
4. Работа с текстом. Определите стиль речи, тип текста.
Виды связи предложений в тексте. Привести примеры из текста.
Назвать признаки последовательной связи предложений в тексте. Назвать признаки параллельной связи предложений в тексте.
Вскоре после возвращения с Кавказа появилась «Дума», всколыхнувшая читающее общество и разделившая его на два лагеря: одни были в восторге от этого стихотворения, другие – в ненависти к поэту-обличителю.4
Размышления о Родине и ее истории у Лермонтова неразрывно связаны с думами о своем поколении, и это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность2 традиций, прославляют отечество своими делами. Но его современники не люди, а «приличьем стянутые маски», чье «грядущее иль пусто, иль темно». Поэту досадно, что «под бременем…сомненья в бездействии состарится» его поколение, отказавшееся2 от «мыслей благородных», «к добру и злу постыдно равнодушное». Этот поколение не имеет будущего, и с горечью пишет о нем поэт:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда…
Глубина и современность темы этого стихотворения, смелость и искренность ее разработки, безукоризненность художественной формы – все свидетельствовало о появлении гениального преемника Пушкина4.
Б) 1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над Домом дружбы развевается флаг. 4. Ребёнок очень быстро растёт и развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота употребления слов в крч не одинакова . 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умиляете заслуги этого ученого. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал.
хлопочущий (что делающий?)-(что делать?) хлопотать- 1спр
стелящийся (что делающий?)-(что делать?) стелиться-1спр
терпящий (что делающий?)-(что делать?) терпеть-2спр
строящийся (что делающий?)-(что делать?) строиться-2спр
тающий (что делающий?)-(что делать?) таять-1спр
слышимый (что делаемый?)-(что делать?) слышать-1спр
решаемый (что делаемый?)-(что делать?) решать-1спр
оклеиваемый (что делаемый?)-(что делать?) оклеивать- 1 спр
клеимый (что делаемый?)-(что делать?) клеить-2 спр
независимый (что делаемый?)-(что делать?) независить 2 спр