1. Перепишите предложения. Раскройте скобки. (Укажите номер предложения и выпишите слово со скобкой). 1) Я то(же) поступаю в университет. 2) Мама, а так(же) отец пришли на мой выпускной бал. 3) Мы поедем отдыхать в то(же) место.4) Я чувствую себя так(же) плохо. 5) В этой работе нужно быть особенно внимательным, (по)тому что любой пустяк может свести на нет наши усилия. 6) Сначала обдумай, (за)тем говори. 7) После стало жутко (от)того, что могло произойти. 8) (От)того, как человек ведет себя, часто зависит отношение к нему окружающих. 9) (В)след за тем из дома вышел мужчина с огромным портфелем. 10) Мать строгая, за(то) справедливая и великодушная. 11) Митя дал мне списать, а я дал ему за(то) красное яблоко. 12) Не очень хорошо помню эти события, (при)том давно это было. 13) (При)том, старом, доме культуры был танцевальный кружок.14) Мальчик говорил громко и не торопясь, от(чего) речь его звучала весомо и основательно. 15) Хотелось сделать актовый зал действительно нарядным, (за)чем и пригласили прекрасных мастеров. 16) (За)чем-то она принесла мне в подарок букет полевых цветов. 17) (За)чем очередь?18) (По)чему здесь следует ориентироваться? 19) Я пришел, что(бы) поговорить о деле. 20) Где бы я не жил, что(бы) ни делал, я никогда не забуду о родителях. 21) И(так) всегда: то густо, то пусто.22) И(так), наш во разрешился.
1) Места (где? куда? откуда? докуда?) напр.: дошел до остановки, пришел издали
2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?) напр.: Пришел утром
3) Причины (почему? отчего?) напр. из-за болезни я не хожу в школу
4) Цели (зачем? для чего?) напр.: он пришел играть
5) Образа действия (как? каким образом?) напр.: мы шли быстро
6) Меры (сколько раз? как много? как долго?) напр: мы шли весь вечер
7) Степени (в какой мере? в какой степени?) мы все делали правильно
8) Условия (при каком условии?) при желании выучите
9) Уступки (вопреки чему?) напр: несмотря на плохую погоду, мы пошли гулять
Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.
Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.
Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с которых доказывается тезис, вывод — итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.