1. Перестройте сложные предложение в сохраняя их суть.
1) Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность
времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время,
приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение
своей быстротечностью.
2) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает
универмаги в универсамы, печатает газеты фото он и говорить
старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит
времени увеличивается.
3) Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени
на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не
думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих
листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
4) Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться
в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это
Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.
2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика
Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что
слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на
войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на
щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого
лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.
3. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
1) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём
внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги,
Захарова,
2) Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных
рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах,
карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских
бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе,
дереве, жести.
4. Исключите повторы и объедините предложения.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и
нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем вынужден был бы
противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь
разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле
отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы
- «изобрести».
5. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл
высказывания.
Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине:
«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую
глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
6. Изложите указанную часть текста одним предложением.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл
его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в
мечтах и думах. И сколько бы ни лет, каждый из нас, вновь увидев
море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом
движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных
сочетаний цветов, бликов и пятен.
Вроде так
2. Рощин на скаку соскочил (с седла).
3. Дым багровый клубами всходит (к небесам) навстречу утренним лучам.
4.Вследствие какой-то задержки (в пути) лошади отстали.
5. Воспоминания (о родине) часто рождали в нём грусть и тоску.
6. Благодаря массе новых впечатлений, день (для Каштанки незаметно.
7.Пчёлка (со свистом) пули пролетела мимо уха Левина.
8.В тот день мы вернулись в аул, узнали, что отправка будет через сутки.
9. (В продолжение часа) удавалось сделать километра два. (Предлог образован от сущ.)
10. (Сквозь) (предлог образован от наречия.) обнажённые бурые (сучья) деревьев мирно белеет неподвижное небо.