(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик,
космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая
большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это
тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об
окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же
счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!
(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести
нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы,
совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного
звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора
знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми
же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука»,
любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире...». (9)3десь он делал
паузу, а затем прибавлял: «...одиннадцать человек». (10)Но всё равно это —
открытия.
(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются
современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне
знаменитого языковеда.
(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой
швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать
лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в
индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого
развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и
армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де
Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в
общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в
одном из известных нам индоевропейских языков.
(17)Болыпинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли
её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай
Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста
согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние
учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным»,
«по существу несостоятельным почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного
возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал
в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания.
(23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний —
целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра,
мягко говоря, не особенно стремились попасть.
(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и
любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в
память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и
самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей
лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра
знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были
впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских
языков — хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович
стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить
себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука,
«вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!
(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей
системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни.
(32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца
было на самом деле великим открытием. (По А.А. Леонтьеву*)
*Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004) — известный лингвист, психолог,
психолингвист, автор учебников и многочисленных публикаций.
8. Среди предложений 15—19 найдите предложение, в котором есть
обособленное рас согласованное определение. Напишите номер
этого предложения
9. Среди предложений 16—26 найдите сложные предложения, в состав которых
входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных
предложений.
10. Среди предложений 20—27 найдите предложения, в котором есть
обособленные рас обстоятельства. Напишите номера этих
предложений.
11. Среди предложений 25—28 найдите предложение, в котором есть вводное
слово. Напишите номер этого предложения.
12. . Среди предложений 11—16 найдите сложное предложение, в состав
которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного
предложения.
13. Среди предложений 25—30 найдите сложное предложение, в состав которого
входит придаточное времени. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 5—10 найдите предложение, в котором есть
обособленное рас согласованное определение. Напишите номер
этого предложения
15. Среди предложений 25—32 найдите сложное предложение, в состав которого
входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого предложения.
1) ПРИБЛИЖАЛАСЬ (сказуемое, подчеркнуть =) довольно СКУЧНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ПОРА (подлежащее, ___).
2) ОСЫПАЕТСЯ (сказуемое,=) ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ (второстепенные члены, определения, подчеркнуть волнистой линией) САД (подлежащее, ___) сад.
3) МЕЛЬКАЕТ (сказуемое, =) ЖЁЛТЫЙ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ЛИСТ (подлежащее, ___) на зелени дерев.
4) УДИВИТЕЛЬНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) КАРТИНА (подлежащее, ___) ОТКРЫЛАСЬ (сказуемое, ___) моим глазам.
2. Эпитеты (образное определение, в котором прилагательное может использоваться в переносном смысле):
- скучная пора;
- бедный сад;
- удивительная картина.
3. Сопоставляя звуки и буквы в выделенном слове, ученик получил такую запись:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [j'] [я]
|. |. |. |. |. |. |.
С К. У. Ч. Н. А Я
Правильно ли это?
Правильно:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [а] [й] [а]: в слове 7 букв, 8 звуков.
|. |. |. |. |. |. |.|.
Вспомните орфоэпическое правило, которое нарушил ученик.
АЯ - дают 3 звука [айа]
Какие еще слова относятся по этому правилу?
мелкая, большая, высокая.
Устные задания требуют внимания, только внимательный прочтет правильно.