1) Подчеркните грамматические основы, обведите номера односоставных предложений. 1. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
2. В полях блистает май весёлый.
3. Жутко идти ночью одному с фонарём.
4. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
5. Выйдешь, бывало, за околицу и невольно залюбуешься открывающимися просторами.
6. Везде следы пожара.
7. Выткался над озером алый свет зари.
2) Подчеркните грамматические основы, определите тип односоставного предложения:
1. В лесу не видно спелых почек, не слышно голоса грачей.
2. Кого журю, того люблю.
3. Идти обратно бесполезно.
4. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву.
5. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
6. Только мне не плачется – на душе светло.
7. Как родного примут, угостят, согреют, пожелают доброго пути.
8. Мелколесье. Степь и дали.
3) Подчеркните грамматические основы, определите тип односоставного предложения:
1. Сижу за решеткой в темнице сырой…
2. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной.
3. Прожитых лет не воротишь вспять.
4. Рассвело.
5. Веет хмелем и свежестью росной.
6. Кругом горит.
7. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала.
8. Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян.
9. Ждали со дня на день навигации.
10. Чужим умом в люди не выйдешь.
4. Подчеркните грамматические основы. Обведите номер простого предложения в тексте, соответствующий типу односоставного предложения:
1. определенно-личное:
(1) А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный. (2) Каждый день опасность, случаи бывают разные. (3) И тут поневоле о том, что у нас так мало записывают. (4) Не хотите ли добавить рому?
2. обобщенно-личное:
(1) «Нам придется здесь ночевать,» – сказал он с досадою. (2) В такую метель через горы не переедешь. (3) «Что? Были ли обвалы на Крестовой?» – спросил он извозчика.
3. назывное:
(1) Все выскочили, схватились за ружья – пошла потеха! (2) Крик, шум, выстрелы. (3) Только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой.
4. безличное:
(1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. (2) Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку. (3) Между тем чай поспел. (4) Я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним.
5. (неопределенно-личное):
(1) Ужасные плуты! (2) А что с них возьмешь? (3) Любят деньги драть с проезжающих… (4) Избаловали мошенников!
5. Подчеркните грамматические основы, определите тип односоставного предложения:
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
2) После дела за советом не ходят.
3) На улице было светло и людно.
4) Но тут тебя так доймут всяким вздором.
5) Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму…
6) Заходи ко мне, потолкуем.
7) Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин.
6. Определите тип простого предложения:
а) односоставное; б) двусоставное
1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно. Не забывай родные дали. Принесли к врачу солдата только что из боя. Есть в мире сотни замечательных явлений. Юность склонна к быстрым обобщениям. Обожаю всяческую жизнь. Быть грозе великой. Не хочется забывать вчерашний дивный день. Опалило ивушку грозою. 10. Я воспитан природой суровой.
7. Подчеркните грамматические основы, определите тип односоставного предложения:
Вот письмо сына. Словом можно полки за собой повести. Мне грустно. Сильнее кошки зверя нет. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Светает. В поселке строят новый дом. Слезами горю не Век живи – век учись. 10. Приятно пахнет черемухой.
весенняя картина кустодиева сирень, написанная художником в самом разгаре весны в 1906 г., время радостных чувств и воодушевления, которые важны для любого живописца. художник мастерски отобразил свою любимую с малышкой дочерью на фоне кустов молодой листвы и колоритной цветущей сирени.
в палисаднике около дома на фоне яркой летней зелени и пышно расцветшей сирени – стройная фигура молодой жены художника с крошечной дочкой на руках. обе озарены теплыми солнечными лучами, пробивающимися сквозь листву. картина напоена радостью бытия, согрета восхищением, с которым кустодиев пишет жену и дочь.
они прошли в открытую калитку и направляются куда-то на прогулку. день погожий, да и вся семья в сборе, почему бы и не прогуляться среди красот природы. одеты барышни в красивые светлые платья.
картина насыщена теплом материнства и любовью и конечно прекрасным восприятием. каждый мазок краски мастера динамичен и легок, трепетно передано состояние природы. солнечный свет добавляет картине жизненности красок и конечно сама красавица сирень не смотря на ее второстепенную роль отведенную ей художником, стала полноправной и самой заметной героиней этого полотна.
для автора самой большой радостью в жизни была его семья. это видно потому, с каким трепетом и любовью он изображал их и все, что с ними связано. наверное, поэтому в картину вложено столько трогательных эмоций. чувства нежности, заботы и тепла непременно начинают передаваться и зрителю, смотрящему на картину.
в дни моего детства футбол был популярен. мы, мальчишки, просто болели футболом. да и не только мальчишки. каждую свободную минуту мы старались посвятить любимой игре. в те годы мало было специально оборудованных спортивных площадок. футбольные матчи устраивались на любом подходящем для игры месте.
один такой матч я помню до сих пор. это была игра, принесшая мне славу лучшего вратаря. как правило, играли мы больше осенью, потому что летом разъезжались кто куда. в эту осень мы играли как никогда много. за школой у нас был большой пустырь. его мы приспособили под футбольное поле. и каждый день после уроков собирались там, чтобы устроить соревнования по футболу. как-то само собой получилось, что о нашей команде узнали все из соседних дворов. и к нам на пустырь стали приходить одна команда за другой.
постепенно определились две сильнейшие дворовые команды. одной из них была наша. матч, о котором я хочу рассказать, был решающим. он должен был определить, какая команда станет сильнейшей. после уроков мы собрались на пустыре. день был теплый, но пасмурный. с деревьев почти совсем облетели листья. собственными ранцами мы обозначили ворота. игра началась.
она шла с переменным успехом. сначала нам удалось поразить ворота соперников. но в один момент я отвлекся на петю, который всегда во время игр подавал улетевшие мячи (он стоял у меня за спиной и комментировал игру). на такой комментарий я и отвлекся. в результате мяч оказался у нас в воротах.
и вот наступила решающая минута. болельщики, расположившиеся на брошенных на пустыре щитах, были в напряжении. за нас приходил болеть даже дядя саша. он жил в соседнем с нами домом и часто бывал на наших матчах, нам выстраивать стратегию игры, потому что хорошо знал особенности футбола. вот и теперь он сидел среди девчонок и мальчишек из нашего двора. он был так увлечен нашей игрой, что готов был вскочить и отобрать мяч, который вел противника прямо ко мне в ворота.
я приготовился поймать мяч. пропустить его было нельзя. я даже забыл про разбитое колено, которое мне перевязал дядя саша. в ту минуту я не чувствовал боли. согнувшись, я стоял на воротах весь в ожидании последнего удара, когда мяч с силой полетит ко мне. я рассчитал каждое свое движение и был готов. и вот удар. мяч летит прямо в меня. я хватаю его и вдруг замечаю, что это ботинок, а мяч летит следом чуть в сторону, в правый угол. кое-как изловчившись, я ударил по мячу. он отлетел в сторону. мы выиграли! а противника стоял в растерянности с босой ногой.
с тех пор я считался самым лучшим вратарем не только нашего, но и соседнего двора.