№1. Подчеркните в предложениях частицы:
1.Я спрыгнул с подножки вагона в хлипкую предрассветную темень. Вот уже третьи сутки сыпал изнуряющий октябрьский дождь. Звякнул колокол. В ответ паровозик жалобно свистнул, устало выдохнул пар, и мутные, в дождевых потоках, квадраты вагонных окон медленно проплыли мимо. (Носов Е.)
2.По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? (Пришвин М.)
3. Вскоре на западе стала заниматься заря, и свет пошёл на восток, как будто заря утренняя внизу, невидимо за чертой горизонта, взяла вечернюю и потянула к себе. Я шёл очень скоро и так согревался, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришвин М.)
4. Городок так мало возвышался над степью, что за пять километров были видны лишь мачты радиостанции. Кроме казарм, в городке было два десятка одноэтажных домиков, где жили командиры с семьями, несколько домов, принадлежавших монгольским гражданским учреждениям, две лавки монгольской кооперации и длинный глинобитный барак – кино. (Симонов К.)
№2. От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного (условного) наклонения единственного и множественного числа с нужных частиц:
Воевать –
Бежать –
Атаковать –
Отступать –
Победить –
№3. Выпишите предложение с формообразующей частицей.
Долго ли после этого мы ехали, не помню.
Принеси-ка чаю, да и пироги захвати!
Он представлял, как ныряет в море.
Он не верил и не хотел бы услышать каких-либо доказательств истинности сказанного.
№4. На месте пропусков впишите местоимение что и формообразующую частицу бы, либо союз чтобы. Получившиеся предложения выпишите в свои тетради.
1) Я по мне перенесли экзамен на более позднее время.
2) ни случилось, я всегда буду помнить о нашем разговоре.
3) У нас осталось немного гипса, поэтому мы стали спорить, слепить.
4) всегда всё успевать, надо не спешить, а планомерно выполнять задуманное.
№5. Перепишите предложение, над каждым слово подпишите части речи, выполните разборы:
Рано утром мы покинули заснеженный Новосибирск и в этот же день высадились на восточной оконечности материка.
Главный герой этого рассказа — маленький цветок. Через образ этого цветка автор рассказывает нам о трудной человеческой жизни. Одинокий цветок растёт на пустыре, ему очень трудно, но он борется за свою жизнь. «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле.» Эти первые строки рассказа проникнуты грустью, одиночеством. Один маленький цветок на огромной земле и никто о нём не знает, возможно, о нём никто бы и не узнал, но мимо проходила добрая девочка Даша, которая привела к цветку пионеров. Пионеры удобряли землю, чтобы цветочек рос. В следующем году Даша снова пришла на пустырь, но он сильно преобразился, не было больше того цветка, но в камне вырос другой, который будет жить также трудно, как и его отец. Мне понравился этот рассказ, он побуждает нас преодолевать трудности, даже, если это кажется невозможным, ни на кого не надеяться, а действовать самому. Именно это до нас доносит автор.