.1. Прочитай жартівливий вірш Анатолія Камінчука «Іменини ва
пустыни». Про що в ньому розповідається?
Завтра іменини
малі капусточки.
в тітки капустини.
Прийдуть і три доні,
Прийде дід-дідище, малі капустоні.
старий капустище.
Прийде капустон,
Прийде з ним бабуся, дін-дон-дон-дон-дон.стара капуста.
- Прийде вся родина,
Прийдуть два синочки, каже капуст
Предложение повествовательное,по интонации невосклицательное,значит,в конце ставим точку.
Грамматическая основа-белка(подл) взобралась,исчезла(сказ)
Здесь есть однородные сказуемые "взобралась","исчезла".Между ними одиночный союз И,запятая не ставится.
[ ___ 0 и 0.] Внутрь кружков,обозначающих однородные сказуемые,помещаем обозначение сказуемых===
2.Он много времени отдавал музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам.
Предложение повествовательное,невосклицательное,ставим точку в конце.
Грамматическая основа: он(подл) отдавал(сказ)
Здесь есть однородные дополнения "музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам".Связаны бессоюзной связью,ставим между ними запятую.Между двумя последними одиночный союз И,здесь запятую не ставим.
[___ === 0,0,0,0,0,0 и 0] Внутрь кружков помещаем обозначение дополнения - - -
Примерный план пунктуационного разбора простого предложения.
-выписываем предложение.Объясняем знак препинания в конце.
-выделяем грамматическую основу
-обращаем внимание на знаки препинания в предложении,объясняем причину постановки каждого(ищем вводные слова,однородные члены,обособленные члены и т.д.)
-составляем схему предложения
1) Мама меня наказала и приказала сидеть дома. Эх, скучно...Надумала я сходить к подруге. В сумке ключей не оказалось, и я вылезла через окошко. Это было не сложно - мы живем на первом этаже. И опять не повезло, я поцарапала руку, пролезая сквозь густой кустарник под окнами. Да еще умудрилась удариться о скамейку, которая пряталась за кустом у нашего подъезда. Плюхнулась я на скамейку и только вздохнула, подумав: "Ох, неудачная оказалась эта затея - прогуляться без разрешения старших !" (текст-повествование)
2) Когда я впервые оказалась в гостях у Маши, то с большим любопытством рассматривала ее комнату. Комната была небольшая, но аккуратная. Большое окно прикрывала занавеска из тюля. Если подойти к окну, то можно увидеть, что творится на улице: сквозь нее просматривались очертания раскидистого клена. Через его листву пробивались лучи летнего солнца и зайчиками бегали по комнате. Прямо под окном стоял письменный стол Маши. На столе аккуратной стопкой лежали учебники и какие-то книжки с яркими картинками. Рядом расположились пластмассовые стаканчики с ручками и карандашами, а за ними - красивая настольная лампа. "Эх, мне бы такую комнату!" - позавидовала я подруге. (текст-описание)