1. прочитайте фрагмент статьи о.сулейменова «золотая латынь» («казахстанская правда» от 13 марта 1996 года). золотая латынь в феврале этого года в париже на всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. это моя давняя тема. имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще. сказал, что в цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. наши дети уже не читали «войну и мир», «дон кихота», «моби дик»; они видели их на экране, экранизировав всего толстого, чехова, диккенса, дюма, шолохова, марка твена, гюго – духовно ограбили целые поколения. десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается! книга гибнет. первопричина цивилизации. электроника – всего лишь последствие. культура, не породившая шекспиров, не произведет ньютонов. письменность угасает, потому что мы не поняли ее и значения. вид гомосапиенс существует три миллиона лет. и только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе – создал языки, культуру. за шесть тысяч лет с момента появления строчного письма – информационного средства, наиболее активно стимулирующего ум, человек стал человеком. и теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, – предельно облегчает труд получения информации. уже не пишут письма: телефон. все меньше читают журналы: телевизор. некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука – максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. у таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство. потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой. казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво – несколько раскрашенных детективов. в центре сиятельного парижа писатели говорили об угасании письменной цивилизации. пройдет несколько десятилетий – погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры – обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. в ожидании нового первого письменного знака. б. выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы. 1. на какую тему говорил о.сулейменов в париже на всемирной лингвистической выставке. 2. что для автора означает «постграмотная эпоха в цивилизации»? 3. как вы понимаете тезис. «культура, не породившая шекспиров, не произведет ньютонов»? 4. каким образом человек облегчил труд получения информации? 5. что пишет о.сулейменов о взаимосвязи и культуры? 6. каковы последствия угасания письменной цивилизации? 2. сделайте сообщение по статье «золотая латынь! », используя данную ниже схему. 1. общая характеристика текста. а) опубликовала (напечатала, поместила) в номере статьи (сообщение) ( ( под заголовком б) в опубликовано сообщение ( 2. характеристика темы текста. а) газета информирует (сообщает, пишет) о б) в статье говорится о в) статья посвящена вопросам (проблемам, положению) (в этой части работы определите основную (главную) мысль текста, т.е. найдите в тексте предложение, выражающее его основную мысль, проследите, как развивается эта мысль в зачине и подтверждается, конкретизируется, дополняется в центральной, фактологической части и концовке). 3. определение основной мысли текста. является основной (главной) мыслью текста. б) это положение (тезис), по моему мнению, передает основную» мысль текста. в) основная мысль сообщения может быть сформулирована следующим» (найдите в тексте слова, содержащие конкретные факты (кто? где? когда? отметьте в каждом абзаце текста предложения, соотносящиеся по-своему содержанию с тем, которое выражает главную мысль. найдите и подчеркните в опорных предложениях слова, составляющие тематическую сетку текста). 4. передача опорных фактов текста. а) в статье говорится (отмечается), что б) в речи (статье) подчеркивается (указывается, отмечается), что… .
Я, как вы уже догадались, люблю своё время, эпоху двадцать первого века. Как стремительно несётся время вперёд. Каждый день радует открытиями и яркими событиями. Интернет даёт столько информации, что охватить, просто прочитать её не хватит человеческой жизни! Всё, что ещё несколько десятков лет люди называли фантастикой, грёзами чудаков, сбылось. Мы общаемся по видеосвязи, передаём информацию через океан в считанные минуты, летаем не только на самолёте, но и покорили галактику. Даже сказка о скатерти-самобранке перестала быть выдумкой и мечтой: готовить современной хозяйке стало значительно проще, а вот выбор блюд разнообразнее.
Человек современный одумался и больше не мечтает повернуть реки вспять, а старается сберечь природные богатства, изобретает новые виды энергии. А сколько болезней отступило перед силой человеческого гения! Выживают дети, родившиеся с мизерным весом; увеличивается продолжительность жизни; по сути, изобретён эликсир вечной молодости - стоит только захотеть её сохранить!
Конечно, мне можно возразить: на Земле по-прежнему неспокойно, где-то развязаны войны, где-то нарушают привычный ритм жизни природные катаклизмы, мы ещё не справились с вредными привычками. ...
Но я верю, что человек - хозяин своего времени, своей судьбы. Значит, мы ещё не всё сделали для счастливой и разумной жизни, не во всём разобрались. И всё-таки я с оптимизмом смотрю в будущее: оно, как и обещал классик, видится мне светлым и прекрасным.