1) Прочитайте фрагмент статьи Ю. С. Павловой. Понятны ли вам те ассоциа- ции со словом блокада, о которых пишет автор? Согласны ли вы с ним? В современном русском языке в составе устаревшей лексики, вы- шедшей из активного употребления, находится немало слов, являю- щихся ключевыми для русской культуры. К числу таковых относятся в том числе слова, связанные с Великой Отечественной войной 1941— 1945 годов: Сталинград, Брестская крепость, панфиловцы, Парад Победы... В этом ряду есть и слово блокадник. В толковом словаре это слово определяется как «человек, живший в Ленинграде в период фа- шистской блокады города в 1941—1944 годы». Но для любого русско- го слово блокадник — это прежде всего символ мужества, стойкости и героизма, проявленных русскими людьми в условиях нечеловеческих страданий, которые несёт война. Это ассоциации с Пискарёвским ме- мориальным кладбищем в современном Петербурге, где похоронены сотни тысяч жителей Ленинграда и его защитников, с дневником де- вочки Тани Савичевой, который она вела во время блокады и на по- следней странице которого написано: «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня», со знаменитой Седьмой симфонией М. Шостаковича, кото- рая прозвучала в блокадном Ленинграде в августе 1942 года...
Такие слова мы не имеем права забывать, потому что именно в них сохраняется наша историческая память и наша духовная куль- тура.
2) Подумайте, с какими ассоциациями в сознании русских людей связаны другие ключевые слова, названные в тексте. Подготовьте краткие сообщения об этих словах, взяв за образец содержащийся в тексте рассказ о слове блокадник.
Объяснение:
вот так выделена буква на которую поставлено ударение
1. Вред - вреда, герб - герба, гриб - гриба, ковш - ковша, пласт - пласта, крот - крота, плод - плода, пруд - пруда, след - следа, шест - шеста
2. Изба - избу, нора - нору, плита - плиту, скала - скалу, стопа - стопу, вода - воду, гора - гору, земля - землю, зима - зиму, пора - пору, спина - спину, стена - стену, цена - цену, щека - щёку.
3.
Глуп, глупа, глупо, глупы. Глух, глуха, глухо, глухи. дорог, дорога, дорого, дороги.жалок, жалка, жалко, жалки.молод, молода, молодо, молоды.редок, редка, рекдо, редки.сыт, сыта, сыто, сыты.4.
бить - бил, била, било, били.мыть - мыл, мыла, мыло, мыли.красть - крал, крала, крало, крали. шить - шил, шила, шило, шили.быть - был, была, было, были.взять - взял, взяла, взяло, взяли. гнать - гнал, гнала. гнало, гнали.лить - лил, лила, лило, лили.снять - снял, сняла, сняло, сняли.плыть - плыл, плыла, плыло, плыли. прибыть - прибыл, прибыла, прибыло, прибыли.придать (значение) - придал, придала, придало, придали. проклясть - проклял, прокляла, прокляло, прокляли.Вывод: В глаголах женского рода ударной почти всегда является последняя часть слова (окончание) В остальных формах (м.р., ср.р, мн.ч) ударение падает чаще всего на первый слог.
Весной под яркими солнечными лучами лёд на реке быстро таял.
Течение воды подтачивало его снизу.
С каждым днём лёд становился всё более пористым и рыхлым.
Передвижение по такому льду было опасно.
В школе учитель рассказал детям, что переходить водоёмы весной строго запрещено.
Объяснение:
Глаголы в времени выделены жирным шрифтом и подчёркнуты.
У всех глаголов в времени суффикс -Л- (выделен курсивом).
Запомни: Форма времени глаголов образуется при суффикса -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы глагола:
таять - основа тая+л= таял,
подтачивать - основа подтачива + л = подтачивал.
Глаголы в времени изменяются по числам.
В единственном числе глаголы в времени изменяются по родам.
В единственном числе:
Мужской род - нулевое окончание: лёд таял, учитель рассказал
Средний род - окончание -о: течение подтачивало,
Женский род - окончание -а.
Во множественном числе - окончание -и.