1. Прочитайте. Какова главная мысль данного текста? Александр Иванович Герцен (великий мыслитель
XIX века) писал своему сыну: «...без чтения нет настоя-
щего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога,
ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир
равняются целому университету...
Чтение газет и журналов очень хорошо, но я говорю
о книгах, о нескольких книгах, без которых человек не
есть полный человек ».
Действительно, не может быть полного (то есть образо-
ванного и воспитанного) человека без чтения произведе-
ний Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Достоевского и
Л. Толстого, Тургенева и Чехова, Грибоедова, Салтыкова-
Щедрина, Блока и Есенина, Горького и Шолохова, Буни-
на, Булгакова, Пришвина, Платонова, Ахматовой или
Абрамова. Равно как и без чтения великих книг Гомера и
Данте, Вольтера и Сервантеса, Руссо, Гюго и Диккенса,
Шиллера, Байрона и других иностранных поэтов и писа-
телей. <...>
Язык художественной литературы, представляя лите-
ратурную речь в её высшем, поэтическом проявлении, не-
посредственным образом влияет на формирование и укре-
пление систем литературных норм, служит подъёму рече-
вой культуры общества.
(Л, Скворцов)
2. Спишите предложение, в котором выражена главная
Мысль текста. Как вы её понимаете?
3. Расскажите о том, с какими произведениями перечислен-
ных в тексте писателей вы знакомы.
16
Объяснение:
В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своем желании женить детей.
На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал ее, потом тихонько до нее дотрогивался, колол себе лапы, осердясь толкал ее сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю божию. Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!
Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищат