СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Из детских лет Маяковских 1.Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тотчас принимался за работу. 2. Если с утра собиралось много крестьян и объездников, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодежь. 3.В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездниками, просто расспрашивал об их жизни. 4. Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец был человек смелый, решительный, энергичный и перед опасностями не останавливался. 5. Неустанная, самоотверженная забота матери о детях проходит через всю нашу жизнь. 6. Несмотря на то, что мать была слаба здоровьем, она успевала делать все аккуратно, к чему приучала и нас. 7. Даже в самые тяжелые времена безденежья мать поддерживала в доме чистоту, порядок и уют, так что мы не чувствовали ни в чем недостатка. 8.Она создавала все условия, чтобы мы могли заниматься тем, что нас влекло. (По воспоминаниям Л.Маяковской) Задания: 1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номер: а) сложноподчиненного предложения – 2,6,7,8. б) бессоюзного сложного предложения – 1. 2. Найдите сложное предложение с различными видами связи - 2. Выделите грамматические основы. 3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой -2. Перепишите его, расставив правильно знаки препинания, составьте схему, определите вид придаточных. 4. Найдите и укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными: а) с последовательным подчинением -8; б) с параллельным подчинением – 6(?). 5. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите эти слова.
1) Полный раздумья, я нерешительно вошёл в кабинет. 2) Обиженные, они решили отомстить. 3) Усталого и измученного, меня послали в военкомат. 4) Они, притихшие и задумчивые, стали медленно решать задачу. 5) Счастливого, взволнованного новыми впечатлениями, его удивляла каждая мелочь. 6) Удивленная этой небывалой красотой, она растерялась и не знала, что сказать. 7) Поглощенный своими думами, он не заметил, как проехал свою остановку. 8) Глубокий и мягкий, он привлекал к себе внимание. 9) Нам, молодым, ничего не страшно. 10) Я, промерзший насквозь, еле добрался до дома.
Объяснение
1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 10) - причастия или причастные обороты, стоящие перед личным местоимением (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), всегда обособляются.
8) Одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, обособляются.
3.В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездниками, просто расспрашивал об их жизни. 4. Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец был человек смелый, решительный, энергичный и перед опасностями не останавливался.
5. Неустанная, самоотверженная забота матери о детях проходит через всю нашу жизнь. 6. Несмотря на то, что мать была слаба здоровьем, она успевала делать все аккуратно, к чему приучала и нас. 7. Даже в самые тяжелые времена безденежья мать поддерживала в доме чистоту, порядок и уют, так что мы не чувствовали ни в чем недостатка. 8.Она создавала все условия, чтобы мы могли заниматься тем, что нас влекло. (По воспоминаниям Л.Маяковской) Задания: 1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номер: а) сложноподчиненного предложения – 2,6,7,8.
б) бессоюзного сложного предложения – 1. 2. Найдите сложное предложение с различными видами связи - 2. Выделите грамматические основы.
3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой -2. Перепишите его, расставив правильно знаки препинания, составьте схему, определите вид придаточных.
4. Найдите и укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными: а) с последовательным подчинением -8;
б) с параллельным подчинением – 6(?). 5. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите эти слова.
2) Обиженные, они решили отомстить.
3) Усталого и измученного, меня послали в военкомат.
4) Они, притихшие и задумчивые, стали медленно решать задачу.
5) Счастливого, взволнованного новыми впечатлениями, его удивляла каждая мелочь.
6) Удивленная этой небывалой красотой, она растерялась и не знала, что сказать.
7) Поглощенный своими думами, он не заметил, как проехал свою остановку.
8) Глубокий и мягкий, он привлекал к себе внимание.
9) Нам, молодым, ничего не страшно.
10) Я, промерзший насквозь, еле добрался до дома.
Объяснение
1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 10) - причастия или причастные обороты, стоящие перед личным местоимением (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), всегда обособляются.
8) Одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, обособляются.