1.Прочитайте сплошной текст. Это начало легенды, рассказанной Геродотом. 2.Дайте название текста, определив его тему и идею.
3.Напишите краткое изложение легенды от 3-го лица, включив в него окончание этой истории. Используйте в изложении предложения с прямой речью.
Долго шла борьба между скифами и персами. И персидский царь Дарий предложил скифам сдаться.
Но скифские цари послали ему в ответ в подарок птицу, мышь лягушку и пять стрел . На словах они передали, что персы достаточно умны, чтобы понять значение этих даров.
Персы задумались.
Дарий сказал: «Скифы признают себя побежденными. Мышь живет в земле, лягушки - в воде, птица - в воздухе — все это они передают нам, и вместе с этим выдают свое оружие».
Но Гобрий, один из семерых советников Дария, сказал: «Ты не прав, царь. Скифы считают себя победителями. Они говорят нам: если вы не скроетесь в небо, как птицы, или в землю, как мыши, или в воду, как лягушки, то все вы погибнете от наших стрел».
Поразмыслив, Дарий решил, что советник прав.
Ночью персы всем войском неслышно собрались и покинули свой стан. В стане остались лишь горящие костры да привязанные мулы. Только наутро скифы обнаружили, что персидский стан был пуст.
Скифы - народ, который не смогли победить персы
Предложения с придаточными места:
2) [Только на востоке, там, → где? → (откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце), ещё томятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи].
Схема: [... там, (где = - ), = - ].
3) [Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там], → где? → (где стоит только догадаться за дело просто взяться).
Схема: [ = ], (где = ).
6) [Перезвоны гармошек подолгу бродили за станицей, там], → где? → (где кончается степь и начинается пухлая синь неба).
Схема: [ - = там], (где = - и = -).
7) [Цепи яблонь протянулись там], → где? → (где были пустыри).
Схема: [- = там], (где = - ).
(Куда не входит солнце), ← приходит куда? ← [туда потом приходит врач].
Схема: ( Куда = - ), [ = - ].
Придаточное определительное:
1) [Он вернулся на Чёрное море], → какое? → (где был назначен капитаном пожарного парохода в Одессе).
5) [Я опять пришёл сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, → сторону какую?→ (куда ушёл пароход), и потом очнулся в тумане].
8) [Она отворила шкаф], → шкаф какой? → (откуда потянуло запахом сластей).
Придаточное изъяснительное:
4) (Чего не знаешь), ← потянет к чему? ← [туда и потянет].